В канун своего юбилея Алиса Фрейндлих опять «перешла Фонтанку». Она
репетирует по давно знакомому адресу – в театре на Владимирском. Герой
необычной пьесы – безнадежно больной мальчик. За двенадцать дней до
смерти он умудряется прожить все этапы взросления и старения. Перенести
страдания ему помогает Розовая дама – экстравагантная сиделка,
научившая Оскара писать письма к Богу… Во Франции пьесу играет Даниэль
Дарье – легенда французского кино. У нас полноценно рассказать эту
историю может, кажется, только Алиса Фрейндлих.
В своем творчестве она, собственно, только тем и занята, что,
кажется, напрямую общается с Небесами. И ролями своими возвышает
зрителей, учит главному. Любить, не бояться жизни, учит терпеть и
верить.
Свои послания наверх она отправляла, будучи и шекспировской
Катариной, и Малышом в коротких шортиках из сказки про Карлсона. Алиса
избегала понятий «подтекст» и «надтекст», но текстом ни одна ее роль не
исчерпывалась. В трагических партиях она искала гротескные ноты, в
комических персонажах – драматизм.
Не случайно, когда ей, ведущей актрисе, можно сказать – корифею БДТ,
предложили дважды игранную ею (в Ленсовете и «Современнике») роль
Раневской, она выбрала Шарлотту. Здесь было, где развернуться,
покуролесить и подурачить окружающих.
В БДТ Фрейндлих пришла, как она сама выражается, «вскочив в
последний вагон». Позднему Товстоногову было не с руки заниматься новой
артисткой. Он привык заниматься Театром. Попытался использовать в
эпизоде – не получилось. Нашел для «дебютантки» пьесу Володина, не
срослось. В какой-то миг «сердце успокоилось» на малой сцене БДТ, где в
спектакле Вениамина Фильштинского «Барменша из дискотеки» Алиса сыграла
парафраз на тему «Варшавской мелодии»… Большой успех выпал на долю
«Последнего пылкого влюбленного» – дуэт Алисы Фрейндлих и Владислава
Стржельчика был блестящим. Но ей ли удивлять мастерством
перевоплощения?.. Да и для великого режиссера это была проходная
работа. Хотя, если б не было того спектакля, вряд ли бы состоялся дуэт
с Олегом Басилашвили в «Калифорнийской сюите», ставшей для БДТ
настоящим шлягером.
На том берегу Фонтанки актриса начала поговаривать о закате карьеры:
«Я уже из тех, кто едет не на ярмарку, а с ярмарки». Роли со временем
нашлись, и вполне завидные – в «Стеклянном зверинце», «На дне»,
«Коварстве и любви», «Макбете». Однако «разговор с Богом» становился
более прерывистым и менее горячим. Молиться за душу леди Макбет,
согласитесь, труднее, чем за какую-нибудь простушку, вроде Альдонсы.
Может быть, сама актриса без новых ролей и не сильно тосковала. Но
зритель! Без Алисы Фрейндлих питерская афиша – сирота. И когда в
прошлом сезоне Григорий Дитятковский выпустил шекспировскую
«Двенадцатую ночь», главной сенсацией стала Алиса в роли Шута.
Спектакль бранили и воспевали, находили в нем тонны смысла и не
обнаруживали юмора. Спорным было, и вправду, многое. Кроме Шута. Это
был апофеоз театра, музыки, игры, импровизации. И – женственности. Она
объясняется в любви Театру и Музыке – двум главным своим богам.
А в дни юбилея никто не скажет про актрису, что она «едет с
ярмарки»: успеть бы навестить оба берега Фонтанки. На одном состоится
премьера «Оскара и Розовой дамы», а на другом юбиляршу будут чествовать
после «Калифорнийской сюиты».
|