Что можно сказать про Алису Фрейндлих? Что она гениальная актриса?
Но это всем известно. Нет таких слов восхищения, которые не
употреблялись бы в ее адрес!
Когда я первый раз шел на репетицию с ней, то, конечно, волновался:
«Сейчас буду репетировать с самой Алисой Фрейндлих!» Но прошло
пятнадцать минут, напряжение ушло, волнение ушло, и мы стали увлеченно
работать. Радость, которую я испытываю в работе с ней, - словами
передать трудно.
Есть два свойства Алисы Бруновны, которым я не перестаю удивляться.
Это, во-первых, ее фантастическое обаяние, которое достигает последнего
ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на
экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше
первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из
зала: эффект всегда был одинаково мощным.
И вот что еще меня в ней удивляло всегда, удивляет и по сей день: на
репетициях она никакая не звезда. Даже не сообщница, а студентка. Она
всегда внимательно слушает, что ей говорит режиссер, пропускает через
себя. Да что говорить - в работе она просто очаровательна. Она прима,
она звезда, но по результату своей работы, а в процессе репетиций -
никогда. А это в театре большая редкость.
Я с сожалением думаю, что встречался с ней в работе только дважды.
Конечно, это потеря только для меня. Постараюсь это восполнить.
Но ведь с ней всегда хочется делать что-то особенное.
Например, когда я предложил ей репетировать роль леди Макбет в
известной трагедии Шекспира, она поначалу долго отказывалась: «Я такого
никогда не играла, сомневаюсь, пока не созрела...» Тогда я сказал:
«Давайте попробуем репетировать месяц. Если и по прошествии этого
времени вы скажете, что роль не ваша, - я больше спорить не буду». Но,
слава богу, все обошлось, и она сыграла в спектакле. Алиса Бруновна не
боится быть некрасивой - для роли леди Макбет ей пришлось надеть
ужасный «лысый» парик и выглядеть, мягко говоря, неприятно. Но ради
роли она на это пошла. А это ведь среди актрис встречается ой как
нечасто - мало кто может быть так беспощаден к своей внешности.
Алисе Фрейндлих юбилей ничем не грозит. Бывает, что после юбилея
артисты успокаиваются, подводят итоги. Я помню ее юбилей десять лет
назад, и за это время она только набирала, а не теряла. Она в
прекрасной форме - я говорю это не потому, что у нее юбилей, а меня про
это спрашивает корреспондент «Известий» - это действительно так.
Поэтому единственное, чего ей можно пожелать - здоровья.
Актриса для Книги Гиннесса
Алиса Бруновна нередко говорит: «У актера в крови должен быть
нахалин». У Фрейндлих актерство в крови: папа - знаменитый актер
Александринского театра Бруно Фрейндлих, мама училась на драматических
курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, профессиональной
актрисой не стала. Всю войну Алиса Фрейндлих прожила в Ленинграде. В то
время многих ее родных, этнических немцев, выслали или расстреляли.
В 1953 году Алиса Фрейндлих поступает в ЛГИТМиК на курс Бориса Зона.
Закончив институт с отличием, начинает работу в Театре им.
Комиссаржевской, где работает до 1961 года. Вскоре актриса выходит
замуж за Игоря Владимирова, главного режиссера Театра имени Ленсовета,
и играет в этом театре свои самые звездные роли - это Таня («Таня»,
1963 год), Лиза Стратова («Женский монастырь», 1963 год), Джульетта
(«Ромео и Джульетта», 1964 год), Лика («Мой бедный Марат», 1965 год),
Катарина («Укрощение строптивой», 1970) и другие.
В начале 80-х годов ее приглашает в БДТ один из самых прославленных
советских режиссеров - Георгий Товстоногов. В 1984 году она исполняет в
БДТ свою первую роль - Ирины в спектакле «Киноповесть с одним
антрактом».
Сниматься Алиса Бруновна начала в 1955 году («Неоконченная
повесть»), но всенародную славу ей принесла роль Калугиной в фильме
Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977 год). Потом были «Д'Артаньян и
три мушкетера», «Старомодная комедия», «Жестокий романс» и другие
фильмы. Количество премий, орденов, медалей, всякого рода наград
таково, что Алиса Бруновна может попасть в Книгу рекордов Гиннесса:
орден Дружбы, орден Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед
Отечеством» IV степени, премии «Золотая маска», «Золотой софит»,
«Ника», «Кумир», «Серебряная лира», «Триумф»...
В БДТ имени Г. Товстоногова она играет по сей день, хотя количество
ее ролей в этом театре невелико: бывает, Алиса Бруновна по нескольку
лет ждет новой роли. Накануне юбилея она сыграла премьеру в Театре
Ленсовета в спектакле «Оскар и розовая дама» в постановке Владислава
Пази.
|