КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ
- Валентин Георгиевич, вы ведь оказались в Щуке в очень хорошей компании?
- Да. Но не на одном курсе, а одновременно со мной учились и Андрей
Миронов, и сестры Вертинские, и Валя Малявина, и Инна Гулая, и Никита
Михалков - он был младше меня (его, правда, выгнали за плохое
поведение, и он поступил потом во ВГИК и стал режиссером). В общем,
талантов хватало...
- А ваш курс?
- Оказался не очень счастливый. Профессию продолжили очень немногие.
Самый известный актер с нашего курса - Саша Калягин. А ведь наши
педагоги были легендарными личностями - ученики второй студии МХАТа,
основатели Театра Вахтангова - Русинова, Мансурова, Андреева, Рапопорт,
Кольцов, Львова, Шехматов, Этуш - тогда просто молодой педагог, сейчас
ректор.
- Вы поступили с первого захода?
- На удивление легко.
- Имелся опыт?
- В школе меня привлекли в драматический кружок. Я там успешно
дебютировал в роли Хлестакова. И закралась шальная мысль: а не стать ли
мне артистом? И я стал заниматься в полусамодеятельной студии вместе с
Сережей Шакуровым, Васей Бочкаревым. Настроился, пошел и достаточно
легко поступил. Хотя в то время все стремились в творческие вузы,
особенно в Щуку. Там был колоссальный конкурс - чуть ли не тысяча
человек на одно место.
- А что читали?
- Я, такой худой, смешной, читал ни больше ни меньше как Маяковского
- "Облако в штанах", что вызвало у принимающей комиссии такую смешливую
реакцию. Все на сопротивлении материала. Я все делал очень серьезно -
читал прозу, по-моему, Гоголя, басню Крылова, естественно.
- Сниматься начали во время учебы?
- В конце.
- Это ведь не приветствовалось?
- Ну, запрещалось. Но у нас стипендии были очень маленькие, и мы
везде подрабатывали. Либо на сцену театра выходили за три рубля в
массовках, либо подрабатывали в массовках в кино. А как же? Жить-то
надо было.
- Никита Михалков тогда предложил роль "по знакомству?"
- По дружбе. И я уже был актером. Мы с ним одно время тесно
общались, и он предложил мне, молодому тогда Леве Дурову и еще
нескольким актерам сняться у него в дипломной картине "Последний день в
конце войны". Мы как друзья с удовольствием согласились и поехали с ним
в экспедицию в село Вознесенское на Оке под Тарусой.
- Сегодня хотели бы у него сняться?
- Я бы с удовольствием. Он исповедует свою школу, у него свои
актеры. Он очень силен, талантлив, замечательный художник, совершенно
оригинальный, отличающийся от всех, исповедующий свои принципы, свое
искусство. Вообще режиссер замечательный, и актерский, как мне кажется.
ШКОЛА ГЕНИЯ
- Как вы оказались в театре Эфроса?
- Я показывался. Меня после училища брали в три московских театра и
еще в Ленсовет к Владимирову (он прислал на меня заявку). Но ехать в
Ленинград мне, коренному москвичу, не было смысла. А вот Эфрос - это
казалось заманчивым...
- Почему?
- Мне нравились его спектакли, мне казалось, что это то, что мне
надо. И я был очень рад, когда меня пригласили в "Ленком". Моя первая
роль была достаточно серьезная - я играл Треплева в "Чайке" -
нашумевшем, скандальном в то время спектакле, поставленном в пику всем
классическим канонам... Затем был Андреем Прозоровым в "Трех сестрах"
-- спектакль прошел 30 раз, его запретили за искажение русской
классики. Играл мольеровского Дон Жуана, Кассио в "Отелло", Меркуцио в
"Ромео и Джульетте", Кочкарева в "Женитьбе", во многих пьесах
Арбузова... Чего перечислять? Много ролей было. Театральная биография у
меня достаточно богатая.
- Эфрос был строг, но справедлив?
- Да, достаточно. Требователен. Главное - он был режиссер-педагог.
Он воспитывал артистов своего вероисповедания, понимаете? У него играли
Николай Волков, Лев Круглый, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Плеяда
артистов. В то время можно было отличить актеров театра "Современник"
от артистов Эфроса или Таганки.
- А почему тогда ушли?
- В 86-м театр уже развалился. Эфрос в то время ушел на Таганку.
- Он вас туда не звал?
- Нет, на Таганку он никого не звал - взял одну Яковлеву. А в
оставленном театре начался разлад. Это ведь как живой организм -
детство, отрочество, старость и умирание. Все это и с театром
происходит. Об этом можно прочитать в записях Немировича. С уходом
Эфроса театр стал валиться в пропасть, собственно, и продолжает
поступательно туда падать. Сейчас уже от него ничего и не осталось -
одни воспоминания и легенды.
ПОДВЕСКИ КОРОЛЕВЫ ПРОТИВ ДЕТЕКТИВА
- О съемках "Трех мушкетеров" во Львове в 78-м году до сих
пор ходят легенды. Что, действительно там царил мушкетерский беспредел?
- Эту атмосферу мы сами создали. Наша дружба, которая сохранилась до
сих пор, завязалась во время съемок. И наши веселые задорные отношения
со взаимными подколами автоматически переносились на экран. И наверное,
это и заражало зрителя: было видно - все делается очень искренне.
- А вы не удивились, когда Юнгвальд-Хилькевич предложил вам стать Портосом?
- Удивился. Очень. Я не ожидал. Когда у меня раздался звонок из
Одессы и мне предложили приехать попробоваться, то мне даже конкретно
не сказали, на кого. А я в то время сломал ногу и был два месяца на
бюллетене. И мне нечего было делать. Хотя уже был подписан контракт с
Рижской киностудией - режиссер Алоиз Бренч собирался снимать очень
интересный двухсерийный детектив, все съемки должны были проходить в
Германии и Польше. И вот я с удовольствием полетел в Одессу. Там
выяснилось, что он меня пробует на Портоса. Я удивился и как бы
несерьезно к этому отнесся. Сказал Хилькевичу: мол, видишь, я в таком
состоянии... Он: ничего, поправишься, мы оденем тебя...
- Вы ведь не очень соответствовали и комплекцией...
- Не не очень, а совсем. Но у него были какие-то свои режиссерские
аргументы, что-то ему во мне "показалось". И вот меня сняли по пояс, я
говорил какой-то текст, он стал за камерой, отвечал мне, и затем я
уехал.
Затем, как ни странно, меня утвердили на самом высшем идеологическом
телевизионном уровне - этот телефильм делался по заказу Гостелерадио. И
мне пришлось отказаться от контракта с Бренчем - совпадали съемки.
Я начал сниматься в этой картине, о чем не жалею. Время как бы
расставило все по своим местам. Фильм популярен до сих пор, как это ни
парадоксально и ни смешно...
- А кем видели себя в детстве, когда читали книгу?
- Прежде всего Д'Артаньяном... В крайнем случае- Атосом. Арамисом?
Ну, он немножко попротивнее... А вот Портосом совсем себя не видел.
- Как все-таки появилась эта приятная вальяжность?
- Мне делали искусственно всякие накладки. Вообще было сложно. Мне
впервые в кино пришлось сыграть характерную роль - то, что в театре
часто вытягивается за счет грима. Но в кино это всегда очень опасно.
Более реалистичный экран "продает" грим, накладки. Если не играть
убедительно, можно сразу себя разоблачить.
- Гедонистическая философия Портоса повлияла на ваши взгляды?
- Вообще-то моя жизненная философия во многих вещах соприкасалась с его. Поэтому мне было, наверное, не трудно...
- Вам не обидно, что многие зрители до сих пор видят в вас Портоса?
- Что делать? Это не только моя такая судьба, а многих очень хороших
актеров, которые попали под пресс сериальной популярности. И не только.
Потрясающий, гениальный артист Борис Иванович Бабочкин всю жизнь
проходил как Чапаев! Серьезнейший артист, великолепный педагог. Надо
философски относиться...
- Но роли-то потом предлагали "мушкетерские"?
- Ну, пытались по проторенной дорожке, но я отказывался. Кстати,
когда режиссеры видели меня воочию, сильно разочаровывались. Я в
картине их обманул...
- И вы радовались?
- А я радовался.
- Сейчас по-другому сыграли бы Портоса?
- Наверное. Конечно. Я же играл его совсем в другие, молодые годы...
Сейчас уже с позиций своих лет и своего возраста я бы по-другому что-то
интерпретировал. Кстати, Депардье именно это пытается делать в фильме
"Железная маска" - я недавно его дублировал. Там есть несколько
забавных находок. И получился яркий блокбастер.
СЛЕДУЕТ ПИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?
- А вот почему "Двадцать лет спустя" называли "Двадцать лет спустя рукава"?
- Я вам объясню. К сожалению, фильм не получился. Во-первых, слабый
сценарий. Первый сценарий писал Марк Розовский, принимал участие Марк
Захаров. Второй сценарий Хилькевич писал с каким-то Николаевым.
Во-вторых, сам роман вообще скучнее сам по себе. Там такая вяло
развивающаяся интрига. Мы с Мишей Боярским - он всюду ходил с фолиантом
- пытались как-то ее обострить. В этом фильме много сцен, которые мы
сами придумали и вставили, и Хилькевич с нами согласился. Но все равно
спасти общее положение дел мы не смогли. Потом там были сложности с
финансированием, и так далее. Многое было против. Но главное -
изначально это не совсем удачно.
- Есть ли тогда смысл в идее Боярского о продолжении "Мушкетеров"?
- Я, между прочим, тоже был одним из инициаторов этой идеи. Не буду вам раскрывать секрет. Идея вообще хорошая...
Мы взяли за основу, что у Дюма почти все мушкетеры погибают - кроме
Арамиса. А дальше уже привлечены всякие исторические материалы...
- И что же?
- Этот дефолт в 98-м нас и подкосил. А у нас был продюсер и очень хорошие перспективы.
- А сейчас есть надежда?
- Не знаю... Миша это все взял на себя и с этим носится... Но мы же
люди такие немножко творчески разбросанные, не можем сосредоточиться, а
этим надо заниматься. Нужен продюсер, который бы стал серьезно толкать
идею. А Миша человек творческий, у него помимо этого масса дел, свой
театр, концерты, фильмы... Это сложно.
- Смогут мушкетеры собраться вместе? Вот Смехов, говорят, сейчас в Америке живет?
- Да, он в основном живет за границей. Он в Германии, по Европе
путешествует. Преподает, ставит спектакли со студентами... Но в
принципе такая договоренность с ним была.
- А правда, что после второго фильма вы настолько обозлились на Хилькевича, что поклялись больше никогда с ним не работать?
- Ну нет... Хотя были у нас конфликты. Но в процессе съемок мало ли
скандалов бывает? Творческий процесс. Но мы с Хилькевичем после фильма
и общались, и встречались, и я даже умудрился сняться у него в одной
дурацкой картине вместе с Сашей Панкратовым-Черным... Так что нет.
- Значит, снова Хилькевич?
- Там сложно. Миша хочет его. Кто-то из нас - другого. Ведь
Хилькевич в свое время поставил условие: мне так жалко героев, я не
могу снимать кино про то, как их убивают. У него какая-то своя
принципиальная позиция на этот счет. Посмотрим.
РОЛЬ ИЛИ БОЛЬ?
- Любая роль для артиста (я говорю прописные истины) - когда он
начинает работать, каким бы он ни был, заслуженным, опытным, с
регалиями, - это для него экзамен. Никуда не денешься. Я получил роль,
и со всем своим багажом - опытом, профессиональными навыками - для меня
это все равно белый лист... Ну ничего не знаю, что из этого получится.
Это все равно как экзамен на первом курсе. Ничего не сделаешь. Такая
профессия. Она поэтому-то нервы и изматывает.
- Когда больше всего волнуетесь?
- А я не знаю. Я на каждой роли волнуюсь. Со временем, когда
начинаешь играть, волнение, естественно, проходит, но только когда ты
начинаешь работать. Это касается и кино, и телевидения, и театра, и
даже встреч со зрителями...
- А как боретесь с этим?
-- Это мои профессиональные тайны. Опыт все равно есть, и никуда от
этого не денешься. А потом, если не волнуешься - то, значит, тебе
наплевать. Настоящий артист не может не волноваться. Все равно струнка
в душе трепещет.
- Некоторые актеры прибегают к помощи алкоголя. Или наркотиков...
- Нет, это они снимают стресс... Ну были у меня проблемы с
алкоголем. Ну и что? Пытался это победить и победил в какой-то степени.
Все, о чем мы говорили, это дает свой осадок на психофизику. Для того
чтобы разрядиться, снять напряжение, многие прибегают к алкоголю в
нашей среде. К сожалению... Он действительно какое-то время помогает,
несколько на Западе известных артистов - наркоманов... так они снимают
стресс. А потом?
Недавно на встрече со зрителями одна женщина задала неожиданный
вопрос: "Скажите, пожалуйста, вот вы много работаете... Как до сих пор
не сошли с ума?" Я задумался. Действительно, серьезное дело. Как я не
рехнулся до сих пор? Ведь не зря артисты сходят с ума. Если кого-то
играть на сто процентов - это прямой путь к тому, что рассудок может
помутиться.
Поэтому многие актеры сходили с ума. А актрисы-женщины? На них все
это действует еще сильнее. И к старости лет психика напрягается очень
сильно. Вообще женщина-актриса - тяжелый случай. У них, как говорят,
более слабая в этом смысле психика, они более подвержены. Мне
приходилось за этим наблюдать.
- Но сейчас как себя восстанавливаете?
- Сейчас я уже умею. К алкоголю не прибегаю. Потому что, как
выяснилось, это не панацея, совсем наоборот... пытаюсь как-то
восстанавливаться. Расслабляюсь природой, чтением, общением с
друзьями...
- А спорт?
- Я спортом всю жизнь занимался. Если бы у меня не сложилась
актерская судьба, я бы стал спортсменом. Я очень хорошо играл в футбол,
у меня были перспективы.
- Сейчас?
- Сейчас почти ничего не осталось. Ну очень люблю плавание, стараюсь
при первой возможности поплавать, поиграть в футбол, если удается.
Потом на "Мушкетерах" особенно пристрастился к конному спорту. Это
замечательно...
- У вас не было идеи самому заняться режиссурой?
- Нет, не было. Мне часто предлагали преподавать - я много снимался
в дипломных картинах вгиковских - и предлагали поступить на
режиссерский факультет ВГИКа. Бродила такая идея. Но я не решился.
- Почему?
- Я столько проработал с разными режиссерами в театре и кино... В
общем, наблюдал эту профессию с актерской стороны. Она очень
ответственная, если всерьез в это дело идти - то это дело очень
ответственное. Я на эту ответственность не решился...
- Скорее сойдешь с ума?
- Не знаю. Но понимаю - ты берешь на себя ответственность не только
за свою судьбу, но и за судьбы людей, с которыми ты работаешь. Я в
своей профессии отвечаю за себя и за своих партнеров. А тут ты
отвечаешь за нечто большее. Это касается и режиссуры, и педагогики... Я
не решился на эту ответственность...
- А у вас осталась роль-мечта?
- Да много... Например, очень жалею, что не сыграл доктора Астрова в
чеховском "Дяде Ване". Очень хотел сыграть. И мы даже начинали на Малой
Бронной с Эфросом репетировать... Но что-то порепетировали, отложили,
потом начались всякие передряги, он ушел на Таганку, и идея повисла в
воздухе. А вообще идея такая была, и я очень жалею, что не сыграл...
ДЫМ ОТЕЧЕСТВА
- Помимо работы что греет душу?
- Подмосковная природа.
- Вы охотник?
- Нет, просто люблю с друзьями отдыхать на природе. Шашлычки,
тусовочка хорошая... Люблю московское лето. Это зимой хочется куда-то
за границу уехать к пальмам и океану. Иногда позволяю себе - редко. А
летом лучше Подмосковья ничего нет.
- Огородными работами не увлекаетесь?
- Ну если попросят меня - займусь. А еще люблю животных. У меня было
много собак... Одно время собаками серьезно занимался. Сейчас все
как-то печально - оставил у жены две собачки, а одна умерла, другая
убежала.
- А какие породы предпочитаете?
- У меня были самые разные. Пудель, такса, мастин неаполитано,
кавказская овчарка - кстати, она погибла недавно от инсульта.
Оказывается, у собак бывают "человеческие" болезни.
- Вы вот много поездили по миру. А если бы остаться в каком-нибудь "лиловом Сингапуре"?
- Нет, я бы не согласился... Я ведь начал ездить за границу очень
рано. Но всегда по делу - фестивали, съемки, гастроли театра... И
объездил очень много стран... Общался с нашей эмиграцией. И
психологически она производит на меня очень тяжелое впечатление...
- Почему?
- Все они чужие люди в той стране, в которой они живут. Это очень
видно. Раньше их было немного, и они как-то растворялись незаметно.
Сейчас куда ни приедешь, к тебе бросаются толпы эмигрантов - в Израиле,
в Греции, в Германии, в Америке, в Австралии, везде... Наша последняя
эмиграция - несчастные люди, они на меня чудовищное впечатление
производят.
Может, я так устроен. Ведь есть люди, которым все равно где жить. Но
меня связывают какие-то корни, от которых оторваться не могу. И потом,
профессия. Я ничем другим заниматься не могу. Все потуги рушатся.
- А вы пробовали?
- В моменты отчаяния размышлял, по крайней мере, на эту тему... Но я
понимаю, что несостоятелен в другом. И ведь все наши творческие люди,
которые уехали и попытались что-то делать, - практически все потерпели
крах. Кроме, может быть, нескольких выдающихся балерунов-музыкантов. И
то они достаточно неудовлетворенные люди... При всем своем внешнем
благополучии. Когда начинаешь с ними общаться, это проскальзывает. А
уже те, которые не состоялись, - на них страшно смотреть... понимаете?
Очень тяжелое впечатление.
- Но есть страна, куда хочется вернуться?
- Наверное, у каждого есть место, которое пришлась по душе. У меня -
Италия. Я не знаю, что там за аура, но чувствуешь себя хорошо, хотя я
не остался бы там жить... Но там хорошо... эти потрясающие сочетания
сохраненной старинной красоты со всем современным. Там все гармонично.
Нация, излучающая какое-то веселье и доброту. Все там по-другому... Но
живем мы здесь и закончим свой век на этой земле.
|