- Давно ли трубку курите, Валентин?
- Двадцать два года - ровно столько, сколько прошло с рождения картины "Д.Артаньян и три мушкетера".
- Роль Портоса навязала актеру Смирнитскому определенные
привычки, или, наоборот, некие пристрастия актера Смирнитского привели
к созданию раблезианского образа?
- Думаю, эти привычки, пристрастия, увлечения глубоко зарыты в
человеческом характере. Если удачно попадаешь в материал, они сами
собой развиваются. Вылезают из тебя - и ты вынужденно начинаешь жить
несколько по-другому. В тебе вдруг проявляются качества, которые раньше
были скрыты, но, благодаря роли, раскрылись, и ты уже чувствуешь себя
иным.
- Почему вы увлеклись трубками?
- Все произошло крайне банально. Сигареты, которые я курил, не
переставая, стали сильно влиять на мои голосовые связки. Каждое утро
начиналось с того, что я, извините за натуралистическую подробность,
долго откашливался и отхаркивался. А голос связан с профессией, которой
зарабатываю на хлеб, и я, хотя и был молод, сообразил: курение надо
кардинально прекращать. Бросил, курить хотелось, а приятель мой курил
трубку. Кроме того, что от табака исходил приятный запах, меня привлек
сам ритуал курения трубки: покой, неспешность, чувствуешь себя
сибаритом... Тот же приятель подарил мне две трубочки - с того все и
пошло. Тогда, правда, хороших табачных магазинов в Союзе не было,
приходилось либо кому-то заказывать за границей, любо самому, выезжая,
покупать табаки и трубки.
- Вы часто выезжали за границу?
- Часто и очень легко, даже - в самые смутные времена. С кино, в
основном, ездил, потом, в 70-80-х годах, стали выезжать театры...
Увлечение мое набирало обороты, я читал литературу о трубках, стал
разбираться в фирмах - и втянулся. Двадцать третий год дую себе в
трубочку.
- Говорят, что с трубками нужно обращаться бережно. Как с женщинами.
- Безусловно. Трубочку надо выбирать по своему вкусу, стараться,
чтобы она тебе шла, чтобы была удобной и не была слишком тяжелой. Это
целая наука, в которой, кстати, профессором себя не считаю, Есть люди
попрофессиональнее, которые про трубки знают решительно все, но
кое-что, тем не менее, знаю и я. Очень много к трубкам нужно всяких
прибамбасов: ножичков, ершиков, специальных зажигалочек, футлярчиков -
целая история.
- Табаки ведь тоже нужно уметь выбирать?
- И в табаках я, естественно, стал разбираться. Одно время курил
крепкие английские, ирландские, потом они стали для меня тяжеловаты -
перешел на более легкие.
- Говорят, смешивание табаков - отдельная наука.
- Правильно говорят. Впервые я это увидел в Америке. Лет десять
назад попал в Сан-Франциско и попросил своего приятеля отвезти меня в
хороший трубочный магазин. Нас встретил продавец - совершенно роскошный
джентльмен с громадной сигарой. В магазине, кроме нас, покупателей не
было. Я на своем "птичьем" английском попытался объясниться, мы как-то
друг друга поняли, продавец стал мне все предлагать, показывать, а
потом спросил: "Сэр, хотите, я сделаю вам хорошую смесь?" А там стояли
такие прозрачные коробки с табаками. И он мне организовал смесь,
которая мне очень понравилась. Сейчас и сам иногда смешиваю.
- Мой брат, говорит, что серьезные курильщики трубок (к коим,
видимо, относит и себя), в отличие от несерьезных, ни за что не закурят
сигарету.
- Ваш брат, думаю, прав. Мой приятель, царствие ему небесное,
Анатолий Ромашин курил и трубку, и сигареты. Я всегда удивлялся: "Толя,
как ты можешь после хорошего табака брать в зубы какую-то сигарету и
попыхивать неизвестно чем?" Он был несерьезным курильщиком трубки. А,
скажем, Александр Ширвиндт - достаточно серьезный курильщик, хотя к
трубкам относится варварски.
- Он как-то по телевизору сказал, что у него не коллекция трубок, а свалка (или - помойка, точно не помню).
- Вот-вот. У Ширвиндта трубки в чудовищном виде, чего не понимаю.
Сам себя коллекционером не считаю, но, как известно, трубок должно быть
много. Их надо постоянно менять, давать им отдыхать.
- И как-то по особому обкуривать?
- Да, конечно. Существует множество рецептов "обкура". Одному из них
меня научил известный трубочный мастер. Чубук новой трубки следует
промазать тонким слоем меда: впитываясь, мед, вместе с табаком дает
свой неповторимый аромат. И чубук дольше сохраняется. (Я попробовала -
рекомендую. П.К.)
- Правда ли, что трубку лучше всего обкуривать во время морских прогулок?
- Эта традиция идет от англичан: капитан давал обкуривать трубку своим матросам. В магазинах продаются такие обкуренные трубки.
- Когда трубки вообще появились?
- Я слышал знаменитую историю - не знаю, легенда ли, нет ли. В свое
время со дна был поднят старинный бриг с грузом вереска. Из этого
вереска, пропитанного морской водой, фирма "Данхилл" стала делать
первые трубки - и именно на этом деле стала знаменитой.
- Чем трубка знаменитой фирмы отличается от других?
- Когда раскуришь ее, как следует, начинаешь в сочетании с табаком
чувствовать вкус самой трубки. Тогда и оцениваешь все: стоимость
трубки, фирму и так далее.
- В общем, дорогое у вас увлечение.
- Считается, что курение трубки - удел людей богатых. Я себя таковым
не считаю, но знаю: покупать трубочку стоимостью менее ста долларов
просто нет смысла. Есть трубки и по нескольку тысяч долларов.
- В России сегодня купить трубку - не проблема?
- У нас сейчас очень много открылось табачных лавок и магазинов, так
что, при желании, можно себе раз в квартал или в полгода позволить
обновить свой "трубочный гардероб".
- Кто основные покупатели этих магазинов и лавок?
- В основном - новые русские. Не могу сказать, что магазины пустуют.
В них не толпятся, как за колбасой, но покупают. В общем, курение
трубки - увлечение штучное. Трубочные мастера - специалисты высокого
промысла.
- Существуют женские трубки, но женщины, как правило, их не курят. Как вы думаете, почему?
- Наверное, это, все-таки, - мужское дело, чисто мужские традиции.
Да и с сигарами женщин не часто встретишь. Большая кубинская сигара у
женщины - нечто очень, извините, эротическое. Имени Моники Левински.
- Вы и сигары курите?
- Да, настоящие кубинские сигары люблю. Иногда покуриваю - постольку
поскольку. Не затягиваясь, конечно: если такими затянуться, это может
плохо кончиться.
- Что за удовольствие курить, не затягиваясь?
- Чувствуешь аромат хорошего табака.
- Внешне вы производите впечатление "мужественного мужчины".
Вот только бриллиантовое кольцо несколько мешает целостности облика...
- Все обращают внимание на этот перстень, а история его проста. Мой,
к сожалению, погибший приятель, живший в Германии, как-то подарил мне
это кольцо в порыве дружеских отношений и попросил его носить. Вот я
его и ношу. Вообще перстни я всегда носил.
- Почему?
- Воспринимаю их как некий именно мужской атрибут. А в данном случае
перстень - талисман: снял с себя человек, подарил в знак дружбы,
попросил носить...
- "Перстни - мужской атрибут"... Так мы с вами договоримся до того, что и кулинария - мужской атрибут.
- Кстати сказать, прекрасно готовлю. Эта традиция идет от моего
покойного отца: он все самое вкусное старался делать сам. Ничего
удивительного: как известно, все повара в хороших ресторанах - мужчины.
Вот и я всегда легко и с удовольствием готовлю. Для меня это не в
обузу, не в тягость. Приходят гости - с удовольствием их кормлю. Люблю
кавказскую кухню, могу сварить любой суп.
- Фирменное блюдо имеется?
- Очень люблю баранину - все, что касается ее, считаю своими
фирменными блюдами. Начиная с простого жаркого, кончая запеканиями с
помидорами и баклажанами.
- Поделитесь, что ли, рецептом...
- Да их много. Например, очень люблю готовить баранину с медом -
меня научил знакомый иранец. В утятнице обжаривается мясо, тушится с
луком, с восточными травками, в конце по вкусу добавляется мед.
Отдельно отваривается жестковатый иранский рис, перемешивается с мясом
- получается очень хорошо.
- Даже слюнки потекли... Вы - специалист по мясу?
- Не только: рыбу тоже люблю. Запекаю ее с овощами - пальчики оближешь.
- Хозяйки, постоянно стоящие у плиты, как правило, едят мало: успевают в процессе нанюхаться-напробоваться.
- Все правильно.
- Тем не менее, худым вас не назовешь.
- Не назовешь: с возрастом полноту приобрел.
- "Не от котлет, а от лет-?
- Увы... Да и наша безалаберная актерская жизнь на комплекцию
влияет: не можем, к сожалению, позволить себе такой роскоши, как
питаться нормально. Постоянно в разъездах, поздно ужинать приходится...
- Что у вас происходит с культурой питья?
- Раньше выпивал, даже бывали злоупотребления в этом деле. Но с
возрастом стали пошаливать различные органы, а я, опять-таки,
достаточно серьезно отношусь к тому, чем зарабатываю себе на хлеб.
Поэтому нужно было срочно внести серьезные коррективы.
- Я вас спросила не о пьянстве, а о культуре питья.
- Любил крепкие напитки. Не отдавал предпочтения винам, хотя
оценивал по достоинству хорошие молдавские или грузинские. В основном
же, моя культура питься заключалась в том, что пил водку. А сейчас уже
организм доз не выдерживает.
- Какая же баранина без хорошего вина?
- В принципе, могу себе позволить стаканчик, но предпочитаю
обходиться. Только лишь из-за здоровья. Перестал употреблять спиртное -
сразу стал гораздо лучше себя чувствовать. Сейчас и не хочется.
- Спортом занимаетесь?
- Сейчас, к сожалению, обхожусь только легкой зарядкой. Ну и
поплавать стараюсь при возможности. А раньше на досуге посвящал себя
этому делу серьезно: любил погонять мяч, попрыгать.
- Одежде уделяете внимание?
- Отношусь к ней спокойно - я в этом смысле традиционный
консерватор. Ношу то, что мне удобно, за исключением официальных
костюмов. Висят дома два смокинга, надеваю их раза два в год. Смокинг -
рабочий костюм, спецодежда для официальных мероприятий. А так - джинсы,
рубашка, куртка, спортивный пиджак... Много езжу в автомобиле, поэтому
стараюсь одеваться соответственно. Есть у меня длинное пальто, но
практически его не надеваю: в машине, да еще и с российской погодой оно
совершенно нефункционально. В общем, к одежде отношусь практично.
- У меня был знакомый писатель, который обошел все местные магазины в поисках писательской куртки.
- Я ничего подобного не ищу. Одеваюсь так, чтобы было удобно репетировать, сидеть в автомобиле и появляться где угодно.
- Принято считать, что артисты - народ суеверный. А вы?
- Не очень. Конечно, если текст роли уроню, сажусь на него.
- Зачем?
- Существует такая дурацкая актерская примета: если уронил роль,
надо сесть на нее, не то провалишь. Вот мы все и садимся. От этого,
думаю, роли лучше не становятся, но и вреда не бывает. Еще я очень не
люблю женщин с пустым ведром. Кстати, не я один. Когда-то давно
снимался на "Мосфильме" у очень известного кинорежиссера. Во время
работы вошла уборщица с пустым ведром. Режиссер устроил чудовищный
скандал и отменил смену, которая стоила больших денег. Какие еще
приметы? Если кошка перебегает дорогу, невольно пытаюсь притормозить,
еду медленно, жду: может, кто-то перейдет дорогу.
- С кошками ясно. Как относитесь к собакам?
- Одно время у меня их было много. Очень люблю этих животных - мы с
ними в особых отношениях. Я держал собак очень серьезных пород:
кавказских овчарок, доберманов, ротвеллеров. Никогда их не подвергал
особенной дрессуре, но все эти собаки, известные своей злобой, у меня
были добрыми. Считаю, что у собак все необходимые рефлексы в нужное
время срабатывают. Зачем же их специально тренировать на злость? Была у
меня немецкая овчарка, которая все свои собачьи функции выполняла, но
при этом воспитывалась в ласке. В доме вела себя как кошка, но если
появлялся кто-то чужой, - реагировала правильно. Сейчас у меня живет
мастино-неаполитано - потрясающая собака. Шесть лет назад меня уговорил
ее взять приятель - актер Василий Ливанов. Бывшая жена очень корила
меня за легкомысленный поступок, тем не менее, эту собаку все в доме
обожают. Она спит с котами, дружит с другими собаками, но когда я
вывожу ее гулять, подойти ко мне не может никто. У Ливанова, кстати,
такая собака не прижилась. Он не смог с ней справиться, собака покусала
детей - в результате ее отдали в питомник НВД.
- Какая "специализация" у мастино?
- Бойцовские собаки. Их родословная идет от Древнего Рима: их
выпускали в боях гладиаторов. Абсолютно бесстрашные создания. В Италии
даже есть памятник мастино-неаполитано... Еще у меня есть маленькая
такса - очень смешная, симпатичная собака, большая умница. Тоже добрая,
хотя таксы считаются злыми. А третья собака, еще щенок, появилась
совсем недавно: среднеазиатская овчарка. Все они сейчас живут на даче,
резвятся на свежем воздухе, чувствуют себя прекрасно.
- Что вы еще любите?
- Что может любить артист, кроме своей профессии? Трубки, сигары, кулинарию, животных...
- А женщин?
- Кто же их не любит? Много у меня в жизни было разных женщин. И
браки, и романы - все было, как у нормального мужика нормальной
ориентации. Правда, сейчас подобная ориентация уже считается редкостью.
- Какие женщины вам нравятся?
- Умные. Даже для легкого романа глупая женщина - тяжелый случай.
Все-таки, поговорить хочется. А с возрастом - все больше и больше
хочется именно поговорить.
- В который раз заговариваете о возрасте.
- Деваться некуда: 57 стукнуло.
- Возникли какие-то поводы для беспокойства?
- Говорю о возрасте не потому, что хромаю, страдаю от чудовищной
одышки, вот-вот двигаться самостоятельно не смогу, в коляске буду
ездить. Но дело в том, что ощущаешь внутренние изменения, поэтому и
мировоззрение твое, взгляд на окружающую действительность и на себя
самого немножко меняется.
- Принимаете эти изменения как данность?
- А что же делать?
- Ну, некоторые молодиться пытаются.
- Нет, я совершенно не собираюсь молодиться. Мужчину, как мне кажется, года украшают.
- Мужчину многое украшает. В том числе - трубка, перстень, увлечение кулинарией, собаками и женщинами. Расскажите о своей семье.
- У меня было три жены, есть дети от разных браков... Считаю своим
достоинством то, что со всеми своими женами всегда сохранял хорошие
отношения. И сейчас, разведясь с очередной, остался с ней в
цивилизованных отношениях. Никакого антагонизма с бывшими женами не
испытываю - и слава Богу. Расставшись с женщиной, с которой прожил
определенное количество лет, мужчина должен сохранить лицо. Тем более,
если есть дети.
- Спрашивая о семье, я вообще-то имела в виду ваших родителей. Впрочем, про жен тоже интересно.
- Родители мои, к сожалению, умерли. Отец - давно. Он был
кинематографистом, главным редактором московской Центральной студии
документальных фильмов. Мама скоропостижно скончалась шесть лет назад.
Ее нельзя было спасти: она болела странной болезнью - что-то вроде
"антииммунитета". Осталась у меня сестра... У нас была нормальная
советская семья. Хотя, слово "советская" не очень подходит: и поляки в
роду намешаны, и немцы, что-то еврейское есть, и дворянские корни. Ни
дед мой, ни отец не были членами партии.
- А вы?
- Я - тем более: какой из меня "партеец-? К коммунистическому режиму
я всегда относился отрицательно, никакого пиетета к нему не испытывал.
Хотя... Меня часто спрашивают в интервью: "Как вы сравниваете нынешний
день с тем, когда у вас возник пик карьеры?" Я к тому режиму относился
отрицательно и сейчас, по прошествии времени, понимаю: там было очень
много плохого. Но парадокс в том, что та власть, в отличие от
сегодняшней, к нам, деятелям культуры, относилась с большим вниманием.
Конечно, мы были для них "работниками идеологического фронта", но они
культуре уделяли колоссальное внимание. Наверное, понимали, что спорт,
культура - лицо страны, "а также в области балета мы впереди планеты
всей". Но поразительно, что нынешняя власть относится к нам "никак". Мы
для нее как бомжи - вот что меня удивляет. Поймите, я не оправдываю
коммунистические деяния, но к культуре - при всех репрессиях,
чудовищной цензуре - относились пристойно.
- Ностальгируете?
- Констатирую факт. Чего ностальгировать? Не могу сказать, что
раньше жил очень хорошо, а теперь живу плохо. Хотя многим известным
деятелям культуры сегодня действительно очень плохо. Именно из-за
невнимания и непонимания того, что культура все равно останется в
веках. Это - история наша, лицо нации, достояние, к которому нужно
относиться адекватно. Политики умрут, и их забудут, а писателя,
композитора, художника, артиста будут помнить.
- Как ощущает себя деятель культуры, навсегда оставшийся актером одной роли?
- Нормально. Для обывателя я остался исполнителем роли Портоса -
отношусь к этому с пониманием и совершенно спокойно. Сегодня я играю
множество ролей, у меня масса работы. А таких актеров одной роли очень
много. Самых известных. Это - издержки нашей публичной профессии, что
поделаешь? Обыватель знает, что Портос играет в таких-то спектаклях,
приходит в театр - и видит меня в совершенно другой ипостаси. Для
обывателя Портос - рекламный ролик. Пускай так и будет.
- На смену вам пришло другое поколение актеров: техничные, прагматичные, умные, холодноватые...
- Замечательные актеры! Они - не мы: мы были, как бы это поприличнее
назвать... разгильдяи. Все естественно: время другое. Я работаю с Димой
Певцовым, Женей Мироновым, Сережей Виноградовым - прекрасные ребята.
Серьезнейшим образом относятся к профессии. Наверное, более
прагматичны, расчетливы, деловы. При этом - образованные люди. Смотрю
на них и радуюсь. Слава Богу, что пришли такие люди. Многие высказывают
опасение: новое поколение немножко потерянное. А молодые актеры своим
присутствием доказывают: не все потеряно. Кстати, завоевывать
зрительскую популярность нам было гораздо легче. Существовало
колоссальное кинопроизводство, мы действительно просыпались
знаменитыми, снявшись в каком-нибудь известном фильме. Помню, в 1965
году вышла картина "Королевская регата" - первый советский
широкоформатный фильм. Его посмотрела вся страна - я на следующее утро
проснулся знаменитым. Народ ломился в кинотеатры, каждый понедельник
выходил новый фильм, стояли очереди, существовала предварительная
продажа - был кинобум. А сейчас кинозрителя завоевывать труднее:
кинопрокат разрушен.
- Вы их совсем-совсем не ревнуете молодежь к профессии?
- Зачем же ревновать? Я занимаю свою нишу, адекватную моему
положению. Фигаро, что ли, мне играть? Я свое отыграл, пришли новые, а
их подвинут следующие поколения - естественный процесс. Люди, которые
начинают комплексы по этому поводу в себе культивировать, костенеют, у
них нет собственного прогресса. А время очень быстро бежит, надо
поспевать. Профессия-то у нас сиюминутная: пропустишь момент -
опоздаешь на поезд. Реалистом нужно быть.
- Каким, по-вашему, должен быть настоящий мужчина?
- Я думаю, щедрым, добрым, спокойным, уверенным в себе.
- Таких не бывает.
- По крайней мере, стремиться к этому надо.
- Но, вероятно, настоящий мужчина должен курить трубку, вкусно готовить...
- Все прибамбасы, о которых мы с вами говорили, всего лишь
способствуют внутреннему комфорту. Мои увлечения могут кого-то
раздражать, у кого-то вызывать неприятие, но мне-то с ними комфортно!
Чувствую себя хорошо - и слава Богу. Профессия у меня нервная, тяжелая,
хотя бы внутренний стержень должен быть - на что-то же нужно опираться?
Не знаю, точно ли я сформулировал...
|