Предновогоднее интервью газете «Частник» Говорят, Александр Дюма писал своего Портоса с отца — генерала Тома-Александра Дюма. Так это или иначе, сейчас можно только гадать, но герой получился очень симпатичный: любитель вкусной еды, хорошего вина и красивых женщин, честный, добродушный и немного доверчивый человек. Валентин Смирнитский, главный исполнитель роли Портоса в кино, в жизни чем-то похож на свой главный экранный образ. А еще совсем не похож на расчетливого Андрика, главного героя антрепризы «Хочу купить вашего мужа», роль которого исполнил на сцене ивановского музыкального театра 9 декабря. — Вопрос на самую актуальную тему: Валентин Георгиевич, как вы любите отмечать новогодние праздники? — Такие большие праздники я люблю отмечать в компании своих близких друзей или родственников. С моей точки зрения, это очень домашний праздник. Я уже, как говорит современная молодежь, свое «оттусовал» (смеется). К тому же часто у меня 31 декабря связано с работой. Иногда домой я успеваю только к самому бою курантов, к столу. Но я не жалею о том, что дома нет шумной толпы: мне кажется, Новый год — это очень интимный праздник. А еще это один из немногих праздников, которые я люблю по-прежнему, несмотря ни на что. Хотя в определенном возрасте и он становится печальным, потому что начинаешь отсчитывать прожитые годы. — А вы можете с ходу вспомнить, какой сейчас наступает год по восточному календарю? — Конечно — год Тигра. Но я не думаю, что это имеет какое-то особое значение. Вообще я Обезьяна по восточному календарю. По-моему, Обезьяна с Тигром не очень хорошо сочетаются, но я стараюсь к этому относиться философски! — Помните, как праздновали Новый год в вашем детстве? — Мое детство было непростым: я родился в 1944-м. Наверное, сейчас вам этого даже не понять… Это может понять только тот человек, который жил в послевоенное время, но я попробую рассказать. Мы жили очень бедно после войны. Ничего не было, элементарно продуктов не хватало, не говоря уже о чем-то другом. Но праздники мы все равно отмечали. А Новый год… Первое, что приходит в голову, — это запах хвои и мандаринов. Только на Новый год в магазинах появлялись абхазские мандарины — они очень пахучие. Их вешали на елку. Конфеты, какие-то простые игрушки и мандарины. Поэтому в доме был удивительный запах. До сих пор для меня это запах Нового года и запах детства. — А теперь елку ставите дома? — Обязательно ставлю и теперь. Как же без елки! Стараюсь ставить настоящую, чтобы в доме, как тогда, в конце 40-х, пахло хвоей. Правда, сейчас есть и искусственные елки с запахом хвои. Сейчас у нас, как в Греции, все есть, но по-прежнему хочется самую настоящую елку из леса. — А в детстве письма Деду Морозу писали? — О, конечно, все мы верили в Деда Мороза! И письма писали тоже. Как же в него не верить, если каждое новогоднее утро я находил от него подарки под елкой? Все это должен пройти каждый. Правда, сейчас для своих близких я Деда Мороза не изображаю, шубу не надеваю, бороду не приклеиваю, но подарки от него стараюсь всем родственникам припасать. Особенно всем маленьким родственникам! — Наверное, в канун Нового года много работы. В каких проектах вы сейчас заняты? — Проектов масса, мне постоянно что-то предлагают. Сил нету все охватить, к сожалению. Только что я выпустил новый спектакль «Безымянная звезда», сейчас мне как раз предложили еще два новых спектакля. Еще у меня есть один кинопроект в перспективе. Пока работы, слава богу, хватает. — Когда вы получаете новую роль, сразу находите к ней «ключ»? — Для любого артиста, даже самого заслуженного, новая роль — это всегда испытание, которое ты должен пройти. Когда получаешь роль, обязательно чувствуешь, что пока это все равно что белый лист… Как экзамен на первом курсе. Ничего не сделаешь. Такая профессия. Она поэтому-то нервы и изматывает. — Вашим голосом говорит Большой Лебовски, Жерар Депардье в «Человеке в железной маске» и даже дятел Вуди из мультфильма. Работа по озвучиванию фильмов для вас не перестала быть интересной? — Перестала. Даже не то чтобы она перестала быть интересной, скорее, она для меня стала довольно трудной и утомительной. В свое время я очень много озвучивал фильмов и всяких иностранных мультяшек, время было такое: надо было просто зарабатывать деньги! Дело в том, что далеко не все артисты могут это делать, а я умел делать озвучивание хорошо, поэтому у меня всегда была масса предложений. Все это привело к тому, что в результате я потерял на этой работе зрение, потому что озвучивание идет перед специальными телевизионными мониторами. Многим кажется, что это намного проще, чем играть на сцене или в кадре, но это не так. Сейчас мне тоже время от времени предлагают что-то озвучить, но я от этого практически отошел. — Если вам предложат эпизодическую, но яркую роль, вы согласитесь? — Я много снимался в эпизодических ролях и вообще люблю их. Уверен, что в небольшом материале даже труднее ярко выразиться, не нарушив при этом общую жанровую концепцию. Если вдуматься, это крайне непростая задача — мгновенно, качественно и ярко прозвучать. Многие очень хорошие артисты сказали бы «да». Например, мой коллега и друг Андрюша Краско, царствие ему небесное, вообще не любил большие роли, любил маленькие, но яркие. Это был его конек. Думаю, я бы тоже с удовольствием согласился, потому что в этом ничего зазорного нет. Наоборот, это только надутые, с повышенным самомнением артисты откажутся от подобного предложения. Помните, великий наш театральный деятель говорил: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» (слова знаменитого русского актера Михаила Щепкина, которые стали широко известными благодаря режиссеру Константину Станиславскому, который их часто повторял. — Прим. Е. К.). Это очень точно сказано.
|