Самое удивительное, что собака практически исполнила его мечту —
Карай стал легендой МУРа, грозой убийц и бандитов Москвы и к пенсии
носил такой «иконостас», что иным «шараповым» и не снилось. А в это
время Игорь Старыгин блестяще играл в кино «адъютантов Его
Превосходительства», красавчиков-аристократов, циничных ловеласов,
адвокатов мафии и прочих «врагов народа».
«Чуть не стал чекистом»
— Игорь Владимирович, аристократизм ваших героев связан с вашей родословной?
— Моя бабуля говорила, что породой я пошел в ее дедушку — такой же
высокий, худой, он был церковным служащим. А вот мои родители —
обыкновенные технари. Папа был гражданским летчиком, мама сначала в
милиции работала секретарем, на рынке молоком торговала, а потом
продавала билеты в театральной кассе на Соколе. Отца я очень мало знал
— когда он от нас ушел, мне и года не было. Он очень рано умер — в 44
года.
— Это правда, что в детстве вы так любили деда — маминого отца, что хотели пойти по его стопам?
— Любить его было трудно. Его, скорее, все побаивались. Он был
суровым, замкнутым человеком, работал в НКВД. В 40-е годы, когда моя
мама, молодая тогда женщина, отрезала свою шикарную длинную косу, чтобы
сделать модную прическу, дедушка так рассердился, что отхлестал ее
ремнем, причем при всем дворе… Конечно, я тоже его побаивался, но
уважал. Помню, однажды я увидел, куда он прячет свой пистолет «ТТ», и,
когда все уходили, тайно им поигрывал. Еще хорошо, что все обошлось…
Может, тогда и пришла идея стать разведчиком. Дед приносил с работы
газету «На боевом посту», где описывались разные криминальные случаи,
мне было интересно. Классе в девятом я ему признался: хочу, мол, в
школу милиции поступать, а потом пойду служить на границу. На что он
мне ответил: «Если уж идти по этой стезе, то серьезно. Поступай-ка
сперва на юрфак МГУ, чтобы была хорошая база, а потом разберемся…»
Насколько я понимаю, речь шла о школе КГБ и дальнейшей работе в
разведке.
— Допускаете, что, если бы не актерство, могли бы стать тайным
агентом, участником головокружительных хитроумных комбинаций великого и
ужасного КГБ?
— Учитывая наличие не скажу, что великого актерского таланта, но
некоторых способностей перевоплощения, думаю, «шпиен» из меня вполне
мог выйти.
— Если продолжить фантазии: согласились бы выполнять, скажем
так, «деликатные» поручения — вербовать сотрудниц какого-нибудь
вражеского ЦРУ через постель?
Наверное! Хорошее задание было бы, творческое. Для блага Родины я бы
соблазнил любую. (Смеется.) Думаю, в этом плане я бы смог сделать себе
карьеру в разведке.
— Мечтали стать резидентом, а оказались в театральной студии. Почему?
— В принципе за компанию. Помню, к нам в школу пришел немолодой
актер и предложил всем желающим поучаствовать в пьесе про то, как
молодые люди собираются ехать на целину, а родители их не пускают. Я,
может, и не пошел бы никуда, но мне тогда очень девочка Катя нравилась
из десятого класса. И я согласился участвовать скорее не из-за пьесы, а
из-за этой Кати. Самое смешное, что чуть позже я уже из-за другой своей
пассии записался в студию при Театре имени Гайдара. Вот так, можно
сказать, из-за девчонок и стал актером.
— Такой влюбчивый были?
— В старших классах девчонок у меня всегда много было, хоть я
никогда не прилагал к этому усилий. Играл в школьном ансамбле, вечерами
попивал с друзьями «портвешок» в скверике, самовыражался через резкое
словцо и вполне благополучно совмещал все это с данной Богом
внешностью. Поэтому свидания в скверике назначали мне девушки сами, те,
что были посмелее.
— А вы?
— Никогда. По характеру я всегда был очень стеснительным.
Представляете, я не мог на улице подойти первым и познакомиться. Ведь
знал наверняка, что, если предложу свидание, кино, кафе-мороженое,
отказа не будет, но подойти боялся. Такой дурной характер… И слава
богу, что попал в театральную студию! Может, это меня и спасло. Ведь
благодаря этому я не попал на улицу, не оказался в криминальной среде,
что было довольно реально — Плющиха-то райончик был еще тот. А рядом
самые бандитские места в Москве — Ростовские переулки с бараками —
очень многие мои знакомые там «сгорели».
— Многие актеры, ныне известные и заслуженные, поступают в
театральные вузы с третьего-четвертого раза. А вот вы сразу поступили…
Закономерно?
— Не хочу сказать, что это какой-то уникальный случай, но явно
непонятный для меня. До этого все мои друзья из драмкружка провалились.
А я вообще не напрягся ни на йоту и документы подал в ГИТИС больше
шутки ради. И даже не готовился, потому что собирался поступать на
юридический. Вышел к приемной комиссии и прочитал «Василия Теркина»,
которого выучил в пятом классе к школьному празднику. Представьте, это
мой-то «суповой набор» с лицом Казановы читает героического
Твардовского. Комиссия обалдела, а председатель спрашивает: «У вас есть
еще что-нибудь?» «Нет!» — отвечаю безразлично. «Ну наглый ты, пацан!» —
сказал председатель приемной комиссии и сразу перевел меня на третий
тур. Так я и поступил играючи.
«У меня было полно конкурентов»
— Многие актеры не любят себя смотреть на экране. А вы?
— Я тоже не люблю свои фильмы смотреть. Слишком красивеньким я был
для мужика, слащавым. Как мне многие говорили: есть в твоем лице что-то
девичье. Даже когда был совсем маленьким и носил длинные белые кудряшки
(это мне потом мама рассказывала), многие подходили к нам на улице и
говорили ей: «Какая у вас красивая девочка!», на что я очень обижался и
возмущенно кричал: «Я масик! У меня уже «тютюня» есть!» (Хохочет.) В
старших классах, когда мы ходили на танцы в Парк имени Горького, где в
те годы играли живой джаз, сейчас стыдно признаться, но я вынужден был
себе гримировать синяки под глазами, чтобы хотя бы чуточку себя
«состарить» и выглядеть помужественнее. Наверное, со стороны это было
очень смешно. Но другого выхода я не видел.
— Не буду оригинальным, если предположу, что все узнали об
актере Игоре Старыгине после роли Кости Батищева в культовом фильме
«Доживем до понедельника». Где вас отыскал Станислав Ростоцкий?
— Удивительная история! Мы с ребятами, как вечно голодные студенты,
все время искали, где бы подзаработать, и мотались по всем студиям, как
тогда было модно, — «продавались на лето». И вот на Киностудии имени
Горького открываем одну дверь, вторую, третью… «Вам артисты не нужны?»
И видим двух удивительно красивых мужчин — Станислава Ростоцкого и
Вячеслава Тихонова, они тасовали стопку фотографий подростков. Взглянув
на наши наглые рожи, Ростоцкий огорченно произнес: «Нам нужны ребята
помоложе». Но на этом история не закончилась. Однажды сидим в садике,
что рядом с ГИТИСом, курим, вдруг ко мне подходит второй режиссер по
актерам Зоя Курдюмова, дает сценарий и приглашает на фотопробы. Если не
ошибаюсь, рабочее название фильма было «Журавль в небе». Я даже его не
читал — мы вскоре уехали бригадой в Сибирь с концертами на заработки. А
осенью звонок: «Игорь, завтра в девять утра съемки. За вами придет
машина». Приезжаю, а там Ростоцкий, огромное количество ребят и
название картины поменялось на «Доживем до понедельника».
— Вас сразу утвердили?
— Нет, конечно. У меня было полно конкурентов. Но Ростоцкий
почему-то выбрал меня. Первый съемочный день начался… с «пощечины» Оли
Остроумовой. Помню, первое время Станислав Иосифович ходил вокруг меня
недовольный: «Какой-то он серый! Костя Батищев должен быть пижонистый
мальчишка — у него родители в загранку катаются… Надо что-то на него
надеть». Он тогда только из Америки приехал — в ковбойской шляпе, весь
в «джинсе»… Снимает с себя полосатую джинсовую куртку: «Примерь». Вот
так весь фильм я снимался в модной куртке Ростоцкого.
— В одном из интервью вы признались, что популярность всегда вас тяготила. Почему?
— Я жил в доме на Ордынке, на первом этаже. И все, как на экскурсию,
ходили на меня смотреть. Летом ходишь по квартире полураздетый, а
13–15-летние девчонки в окна таращатся. И окна толком не занавесишь —
жарища же. Я же не ездил, как многие сейчас, на лимузинах, а ходил
пешком, добирался общественным транспортом. Поэтому и за руки на улице
хватали, выпить предлагали. Это не могло не раздражать. Хотя в моей
жизни был случай, когда одна из моих поклонниц меня буквально спасла.
— Расскажите.
— Несколько лет назад у меня был крайне тяжелый период — обострились
проблемы с сосудами, за полтора года я перенес пять сложнейших
операций. И в каком-то интервью вскользь об этом сказал. Вдруг звонок
из Турции. Оказывается, наша молодая соотечественница, имеющая в Турции
бизнес, прочитала это интервью, каким-то чудом разыскала мой телефон и
(извиняясь за беспокойство!!!) предложила мне помощь. Я был очень
тронут. Она присылала мне лекарства, которые в Москве днем с огнем не
сыщешь, словом, очень мне помогла. Потом она приехала в Россию, мы
познакомились. Я ее спросил: «Почему вы это делаете?» И она достала из
сумочки фотографию своего погибшего мужа.
— Вылитый Старыгин?
— Ну просто один к одному! Невероятно!
1001 рекорд «Трех мушкетеров»
— Если составлять книгу кинорекордов, то лента «Три мушкетера»
наверняка стала бы недосягаемой в номинации «самые прикольные и веселые
съемки».
— Уверен, аналогов нет. Это была и классная работа, и потрясающий
отдых. Как мы снимали, я, честно говоря, и не помню. Потому что,
действительно, из жизни все переходило в кадр, из кадра — в жизнь, мы
только костюмы меняли…
— Это правда, что вы ездили на лошадях в гастроном, голышом
удирали от местных бандитов, нагрянувших ночью в бассейн за своими
женами?
— Ну, голышом не голышом, история умалчивает. (Смеется.) А то, что
все самые красивые девчонки побывали у нас в гостях, чистейшая правда —
я до сих пор удивляюсь, как всех нас не поубивали… И в ресторане нас
могли в кредит накормить, напоить, и в магазине дать ящик водки
бесплатно. Денег же у нас постоянно не было — мы забирали зарплату за
несколько месяцев вперед, все уходило в «общий котел», и этого хватало
от силы на несколько дней. Самое смешное, что, когда Хил (режиссер
фильма Юнгвальд-Хилькевич) сравнивал наших «подружек» и тех «фрейлин»,
которых набирали в массовку для Фрейндлих, он недоумевал. И даже орал
на ассистентов по актерам: «Посмотрите, каких кикимор вы мне приводите
и какие королевы с этими пьяницами мушкетерами!» Все это было. Мы
действительно спали в номере у Володи Балона, потому что расходиться по
своим номерам просто не было сил. И утром полуголые выходили на балкон…
Помню, напротив гостиницы было какое-то чисто женское училище, то ли
медицинское, то ли педагогическое. И вот поутру мимо нашего балкона
молоденькие студенточки в коротких юбочках стайкой тянулись на урок. А
этажом ниже проживал популярный тогда певец Вуячич. Он тоже выходил на
балкон, но, несмотря на жару, всегда был одет в модную кожаную куртку и
кепку. Вуячич шествовал усталой походкой донжуана и вальяжно призывал
рукой девочек — мол, заходите в гости. А Валька Смирнитский, глядя на
все это свысока, густым и громким басом декламировал: «А сейчас артист
Вуячич вам частушку отх…ячит». Девушки заливались смехом, а Вуячич, не
меняя выражения лица, уходил с балкона… Еще одно сладкое воспоминание:
когда уезжали из Львова, за нами ехали два автобуса, набитые девушками.
Мы стояли у трапа самолета, а эти дамы рыдали.
— А почему остальные «мушкетеры» прозвали вас «гюрза»?
— «Гюрза»? (Смеется.) Эта история не для печати.
— Владимир Яковлевич Балон, он же по фильму «Три мушкетера и
Д’Артаньян» гвардеец кардинала де Жюссак и постановщик всех
фехтовальных трюков, рассказывал мне, что у вас был негласный договор —
все женщины общие. А вы им пренебрегли и одну «общую» девушку тайно
увели в свой номер.
— Каюсь, но это было всего один раз и совершенно случайно. Но тем не
менее меня «разоблачили», устроили суровое «профсоюзное» мушкетерское
собрание, заклеймили позором. Вот тогда меня и обозвали «змеем —
ядовитой гюрзой», втершейся в священные ряды. Все вроде бы полушуткой,
но… пришлось на коленях просить прощения. Простили. Кстати, вот эти
стихи мне ребята недавно на юбилей подарили:
Какие честные глаза,
Ты жизнь готов отдать за друга,
Но баб уводишь, как гюрза,
Один без всех. Хитер, змеюга…
Насколько я знаю, это Мишка Боярский написал — он у нас поэт.
— Этой картине принадлежит еще один «вечный» рекорд — не имеющей аналогов многолетней актерской дружбы.
— И это правда! Невероятно — мы вместе уже 35 лет! Ведь что такое
обычный актерский коллектив — профессиональная ревность, служебные
романы, совершенное неприятие друг друга. Одним словом, весьма
недолговечные отношения.
— У вас есть собственное объяснение этого феномена?
— Никто вам не сможет этого объяснить. Так уж сложилось, так карта легла.
— Когда сейчас все мушкетеры собираются, это по-прежнему
взрывоопасная смесь? Ведь раньше бывали случаи, заканчивающиеся,
например, «взятием Рейхстага» в Берлине…
— Раньше смесь была повзрывоопаснее. А сейчас, извините, не тот
возраст, здоровье не то. Если кто-то говорит: «Ребята, я сегодня пас» —
ну и ради бога. Сиди, пей морс. Главное, что мы вместе, — нам от этого
хорошо. Мы никому не мешаем, не хулиганим по-черному, в театре и на
съемках никого не подводим. Можем расслабляться несколько дней, если у
всех есть свободное время. Либо на даче у Боярского, либо у Вени
Cмехова дома в Москве.
— Михаил Боярский рассказывал случай. Когда он узнал, что вы
без него в Москве гуляете, сказал супруге Ларисе, что пошел в киоск за
сигаретами, а сам…
— Нашел в аэропорту какой-то попутный чуть ли не почтовый самолет,
уговорил летчиков и через полтора часа сидел с нами в ресторане.
Ха-ха-ха!!! Кстати, бывали истории и покруче, но я о них помолчу.
— Вашим женам, наверное, памятники надо ставить?
— Да, особенно Мишиной супруге Ларисе Луппиан и Джелле — жене Володи Балона. А у всех остальных жены сменились.
— Интересно, а из своих пяти жен вы кому-нибудь памятник
поставили бы — за терпение, за ваш, как вы сами говорите, скверный
характер?
— Мике Ардовой поставил бы — второй жене, которая родила мне дочку
Настю. Она терпела все мои увлечения, двенадцать лет сохраняла семью,
во многом меня понимала и поддерживала в трудные времена. Она самая
мудрая, самая терпеливая. А характер у меня действительно дерьмовый — я
чересчур упрямый, упертый. Даже если не прав, первый не извинюсь
никогда.
— Даже перед близкими людьми?
— К сожалению, да. Я боюсь проявить чувства, стесняюсь сказать жене:
«Я тебя люблю», поцеловать лишний раз, не потому, что не хочу, а вот
какой-то стопор внутри. А многие думают, что это моя холодность,
равнодушие. Не умею, не могу, хоть режь на куски… Зато — удивительное
дело — на сцене и на съемочной площадке абсолютно другой человек.
Никогда не ругаюсь с режиссером и не спорю. Бывает, но в исключительных
случаях. Я никогда не выстраиваю мизансцену под себя, как это делают
многие. Может, поэтому меня и любят режиссеры, особенно молодые…
Хочу играть идиотов!
— Несколько лет назад ходили разговоры, что Старыгин в депрессии, не снимается, пьет, ни с кем не общается…
— Ну загулял-погулял немного. По большому счету, ничего страшного. У
90 процентов актеров бывают такие ситуации, когда нет работы. Потом все
приходит в норму.
— А самые настоящие сплетни приходилось о себе слышать?
— Например, что я коварный искуситель и совратитель малолеток. —
чуть ли не 13-летних девчонок. Ну полный бред! Моя вторая жена была на
шесть лет старше меня. Да и вообще всегда по юности так бывает: сначала
нравятся постарше, а потом наоборот — молоденькие. Это нормально.
— Кстати, у вас есть свой «идеальный вариант»?
— Я люблю обаятельных, с хорошей фигурой, но не шикарных. И обязательно с интеллектом, иначе умру от скуки…
А самая страшная сплетня про меня была такой. Я снимаюсь в
«Мушкетерах», на пике популярности приезжаю домой, и вдруг мне жена
говорит: тебя вызывают в вендиспансер, угрожают, если не явишься,
приведут с милицией. Представляете мой шок? Мгновенно откручиваю
«пленку» назад — «где, когда, с какой именно?» С ужасом представляю
себя посетителем диспансера, где все медсестры, нянечки, больные тут же
меня узнают, пойдут грязные разговоры, все от меня будут шарахаться как
от прокаженного… Короче говоря, с превеликим трудом мне удалось
инкогнито встретиться с врачом, который мне поведал, что… (хохочет) на
имя главврача КВД пришло письмо от больного сифилисом юноши, который
утверждал, что заразил его… актер Игорь Старыгин. Когда я это услышал,
поверьте, я давно так не хохотал, потому что, сами понимаете, такой
груз с души упал. Старыгин — гомосексуалист и насильник — это мог
придумать только больной человек! Помню, я на эмоциях отписал такой
ответ этому юноше — словом, вспомнил весь свой матерный лексикон. А в
диспансере прошел все проверки. Чтобы доказать, что чего не могло быть,
того не могло быть.
— «Внебрачные дети Арамиса» часто нарушают ваш покой?
— Не так давно я случайно узнал, что у меня есть сын — ровесник моей
дочки. Его мама навестила меня в больнице перед операцией, когда не
было известно, чем вообще моя болезнь закончится, и во всем призналась.
Наверное, думала, что я уже одной ногой в могиле. Я спросил: «Что же ты
раньше молчала?» «А не хотела, чтобы ты вообще узнал об этом!» Я его
видел один раз — очень похож… К сожалению, связь также быстро
оборвалась, как и появилась, и я даже не знаю, где они сейчас.
— Еще я слышал, что, мол, Игорь Старыгин совершенно
беспомощный в бытовом плане — по дому ничего не делает и даже гвоздь
забить не умеет…
— Это не легенды. Я действительно с техникой абсолютно не дружу, в
отличие от нынешней моей жены Кати, которая может все. Отремонтирует
магнитофон, телевизор, с электрикой разберется в пять секунд, краны
починит. А вот я технарь никакой. Гвоздь, конечно, могу прибить, но я —
лентяй.
— Надеюсь, это ваша не главная черта?
— Многие думают, что я по своему амплуа — герой. А на самом деле я
актер характерный, причем комедийный. Поэтому когда меня спрашивают про
мою главную человеческую черту, я всегда, не задумываясь, отвечаю:
чувство юмора. Если бы не оно, не было бы актера Игоря Старыгина. Скажу
больше: я любую самую наиглавнейшую роль с удовольствием променяю на
маленькую, но дурацкую и смешную. Мне надоело быть героем. Хочу идиотов
играть!
— Насколько для вас важны материальные ценности — машины, виллы, гонорары?
— Куда важнее духовное состояние. К благосостоянию я равнодушен с
детства и совсем небогат, хотя не могу пожаловаться на
невостребованность — сейчас у меня есть спектакли, антрепризы, кино,
телевидение, концерты. Мне достаточно сберкнижки с определенным
количеством денег — ведь все под Богом ходим… Я не гурман, по
ресторанам не хожу, машины не меняю. А для душевного комфорта мне
достаточно спокойствия, элементарного мещанского быта — деревянной дачи
с землей, сибирской кошки — красавицы по кличке Клюндя и огромного
количества книг — мемуаров интересных людей, о море, животных,
заковыристых приключениях.
— Игорь Владимирович, только честно: если бы не роль Арамиса, какой след оставил бы Игорь Старыгин в истории кинематографа?
— Ой, не знаю… Я ворчу, что надоели за 35 лет одни и те же вопросы,
а куда я без него? Кстати, для поклонников этой ленты приятная новость
— начались съемки последней части картины. Она будет называться
«Возвращение мушкетеров», автор сценария — Юнгвальд-Хилькевич, в
главных ролях — известные вам лица. И как говорится, тьфу-тьфу-тьфу!
— Вы были только официально женаты пять раз. Это много или мало?
— Наверное, много. Но могло быть и больше — недостатка в любовных
романах у меня никогда не было. Кто-то из великих сказал: «Одиночество
— вещь хорошая, когда можно кому-то сказать, что одиночество — вещь
хорошая». У меня были периоды, когда я жил один по несколько лет и
никого не пускал надолго ни в квартиру, ни тем более в сердце. Но с
возрастом одному тяжелее. И наступает момент, когда очень хочется,
чтобы рядом круглые сутки был любимый человек. Не заботливая
домохозяйка, а именно любимая и любящая женщина.
— Накануне Нового 2007 года в очередной раз удивили вы своих
почитателей, оформив брак с моей коллегой журналисткой Екатериной
Табашниковой. Неужели этот момент в жизни Игоря Старыгина наконец
наступил?
— Наступил. Катя не просто любимая женщина. Есть такой редчайший тип женщин — «женщина-мать» Вот она — такая…
|