«Трех мушкетеров» читаю всю жизнь»
Вениамин Борисович, такое чудо, что всех мушкетеров удалось собрать вместе.
- Это действительно чудо. Чудо в том, что все живы. Чудо в том, что все собрались. Конечно, постарели, погрузнели…
Только не вы! Атос за двадцать лет почти не изменился! Как вам удается поддерживать себя в замечательной физической форме?
- Умеренность. Я стараюсь быть умеренным во всем – в еде, в отдыхе,
в выборе времяпровождения. Дозирую нагрузки. У меня есть личная
программа, я очень многое должен сделать. Поэтому в чем-то ограничиваю
себя. Например, не пью кофе – ничем не вздрючиваю себя. Может быть,
поэтому еще жив.
Когда вы впервые прочитали «Трех мушкетеров»?
– «Три мушкетера» и «Двадцать лет спустя» я читаю всю жизнь. Первый
раз прочитал в седьмом классе. Я был ошеломлен! Потом заново, от корки
до корки – в восьмом. И вновь – в девятом. Ну это уже был период моего
серьезного мужского созревания. Любимая глава у меня тогда была «Ночью
все кошки серы». Это про тайную связь Д’Артаньяна с Миледи – волновало
не на шутку! Каждый раз меня как читателя захватывал весь сюжет, но в
разном возрасте это были разные акценты, разные эпизоды. Позже меня
волновало противостояние героев власти, кардиналу Ришелье...
А когда мне много лет назад принесли сценарий «Трех мушкетеров», я
снова взялся за роман. Выдрал его из рук старшей дочери Елены, потому
что она дочитывала его до конца, и принималась снова читать с первой
страницы. Я не могу вам сказать, сколько раз дочь читала роман, но
совершенно точно одно: она его знала наизусть.
Говорят, дочь убедила вас сниматься в «Мушкетерах»...
– Да, потому что из театра на съемки меня отпускать не хотели. А
Лапин, тогдашний начальник радио и телевидения, ненавидя Таганку и
Любимова, категорически настаивал на том, чтобы в роли Атоса снимался
именно я. Настаивал так, будто это был не пьяница и дебошир-мушкетер, а
по меньшей мере В. И. Ленин. Все решила Лена. Дочь сказала: «Если ты не
сыграешь Атоса, я буду читать эту книгу всю жизнь!»
А не так давно я записывал роман на компакт-диск и снова испытал
интеллектуальный восторг. Я понял, сколько в нем великолепной иронии и
философской глубины.
Долго вас уговаривали сняться в продолжении?
-Я долго не мог решиться. Сначала думал: кому сейчас нужны
мушкетеры? Потом – что не собрать прежнюю команду. Потом – что
невозможно сделать так же хорошо. Не нравилось отступление от
оригинального сюжета. Сомнения были...
Когда же вы сдались? Дочери повлияли?
– Скорее, внуки. Их у меня трое: Леня, сын Елены, – моя гордость. Он
уже взрослый человек, окончил филологический факультет МГУ. А дети
Алики, Артем и Макар, еще маленькие. Они-то точно были в восторге от
того, что дед мушкетер.
Значит, мамочки их воспитывают правильно?
– Видимо, любовь к Дюма передается по наследству!
«Я выиграл свою жизнь»
А своих дочек вы правильно воспитывали?
– Пожалуй, да... Несмотря на то, что рождение Лены, а через четыре с
половиной года – Алики совпало с расцветом Театра на Таганке, где я
имел счастье работать. Сегодня для людей молодого поколения непонятно,
что такое Таганка 60-70-х годов. Каждая новая постановка – взрыв бомбы.
Счастливое время круглосуточных репетиций, бесконечных разговоров,
споров, поисков оригинальных решений. И в то же время для дочек я
успевал быть и папой, и мамой, и нянькой – кормил, пеленал, гулял,
купал. Когда родилась Лена, мы с женой Аллой жили в доме без лифта и
горячей воды, в нашей коммуналке обитало еще 12 семей. А я с коляской
взбегал на пятый этаж, грел воду в кастрюлях, мчался на молочную
кухню...
И как вы все успевали?
– Мне помогал, я думаю, какой-то «витамин увлеченности», а может, в
сутках тогда было больше часов. (Смеется.) Иначе объяснить этот феномен
не могу. То время я всегда вспоминаю с нежностью. С упоением следил,
как дочки росли, записывал смешные словечки и выражения. Помню, когда
Лене исполнилось 4 года, она в первый раз вместе со мной спустилась в
метро и зашлась от восторга: «Папа, мы под землей. Ура! И мы, и я, и
вся советская страна!» Какая славная метафора, чудо! Когда родилась
Алика, Лена, долго рассматривая запеленутый кулечек, вздохнула и
провозгласила: «Нет, пап, все-таки она будет мальчиком». А этот
«мальчик», когда немного подрос, тоже выдал: «В комсомолы я не пойду: в
комсомолах БАМы строят, а нам надо детей выраживать…»
Словом, семья у вас была дружная.
– Было у нас все: и счастье, и любовь, и праздники, и скандалы, и
ссоры. Правда, прошло время, и мы с Аллой стали отдаляться друг от
друга. Ради дочек решили поддерживать видимость семьи, что не
оригинально – многие так сосуществуют. У обоих случались мимолетные
романы, у меня было много интересной работы в театре, на телевидении…
«Ну и хорошо, и достаточно», – думал я и даже представить не мог, какой
подарок пошлет мне судьба. А в 1979 году к нам в театр на практику в
литературную часть приехала молодая красивая студентка Галя Аксенова...
И вы стали за ней ухаживать?
– Да в общем вся мужская половина нашего коллектива была от нее без
ума. Володя Высоцкий, например, пригласил Галю на свой концерт, куда
она, к его изумлению, пришла с братом. А я... Я вовсе не видел себя в
роли ухажера юной красавицы: Гале тогда было 19 лет, мне – вдвое
больше. Но это был тот случай, когда, по словам Булгакова, любовь
поразила нас, как финский нож... У нас начался головокружительный
роман. Кто-то из доброжелателей позвонил моей жене и обо всем доложил.
Признаюсь, я не был готов кардинально изменить свою жизнь, так как по
натуре трусоват. Но раз так судьба распорядилась, мы с Аллой приняли
решение: надо разводиться. Развод проходил непросто. Досталось всем.
Переживали и мои родители, и теща, и, конечно, дети…
Но вы не усомнились в правильности решения?
– И тогда, и сейчас я абсолютно уверен в том, что поступил
правильно. Наш роман длится уже 29 лет. Я выиграл свою жизнь. Я
встретил женщину, которую полюбил и люблю до сих пор. Первое время нам
было нелегко. Жить было негде: квартиру я, естественно, оставил жене и
детям. Не все из общих друзей приняли и поняли мой поступок. А потом
начались проблемы, связанные с невозвращением Любимова, с приходом в
театр Анатолия Эфроса. Из-за переживаний у меня начались жесточайшие
приступы астмы. И Галя выхаживала меня. Ночью всегда был наготове
термос с горячей водой, чтобы остановить кашель. На спектакли Галя
приходила с нашей подругой, доктором, и та делала мне уколы, если я
начинал задыхаться. Позже Галя нашла удивительного врача, который
поставил меня на ноги… Она помогает мне и при этом сама успевает
заниматься и творчеством, и самообразованием – защитила диссертацию,
пишет статьи про кино, совершенствует иностранные языки, преподает.
Галина и в работе вам помогает?
– В начале 90-х, когда произошел раскол Таганки, Галя убедила меня,
что моя история в этом театре закончилась, а значит, надо найти в себе
мужество закрыть эту страницу и пробовать силы в чемто другом. В
Германии я как режиссер поставил оперу «Любовь к трем апельсинам», чуть
позже булгаковского «Дон Кихота» в Израиле. Потом была постановка моей
пьесы «Две сестры» (по переписке Лили Брик и Эльзы Триоле) во Франции.
Потом – Прага, где я работал над «Пиковой дамой». Вместо одного сезона
спектакль шел пять. А последние четыре года я работаю больше дома, в
России, — ставлю спектакли, записываю аудиокниги, выступаю с
концертами, снялся в телесериале «Монтекристо». А потом и новые
«Мушкетеры» подоспели...
«Папа, не сверни шею!»
Чего вы опасались до начала съемок?
-Что нас опять посадят на лошадей и заставят драться. Дочери мне
сказали: «Папа, не сверни шею!» Знаете, в моем возрасте это не очень
приятная перспектива. Все обошлось. А знаете, что я отметил? Молодое
поколение: Антон Макарский, Дмитрий Нагиев, Дима Харатьян, Лянка Грыу –
они все блестяще подготовлены и снимались очень быстро и легко.
В фильме много спецэффектов…
- Вам показалось, много? Увы, сегодня это обязательно. Фильм должен
быть зрелищным. А в случае с нашим воскрешением это просто необходимо.
Как бы иначе показали нашу бестелесную сущность – ну до того момента,
когда наши герои материализовались? А удары шпаги, которые проходят
сквозь нас? По-моему, эффектно. Конечно, все эти трюки рассчитаны на
молодежь. Старшее поколение придет на свидание с любимыми героями. Я
согласился сниматься в том числе и ради них.
Иногда мне кажется, что романы Дюма у нас почитают больше, чем во Франции...
– Мои друзья живут в Париже рядом с примечательным домом, который
называется «Д’Артаньян», по имени ресторана. Правда, оказалось, что
ресторан этот для геев, чем я, конечно, не порадовал нашего главного
мушкетера Мишу Боярского. В театре у моего давнего знакомого, Марселя
Моришаля (мы дружим с 74-ого года!), идет пьеса «Три мушкетера». Его
сын, талантливый молодой человек с внешностью Олега Меньшикова, играет
там Арамиса. Когда я ставил во Франции пьесу «Две сестры», искал актера
на роль Маяковского. Сын Моришаля подошел как нельзя кстати. Мы
назначили встречу в их любимой театральной кафешке. И вдруг я слышу:
«Атос! Атос! Атос!» Оглядываюсь по сторонам. Друзья смеются. А это
любимец публики, местный пес по кличке Атос. Я это к тому, что французы
любят своих героев и любят Дюма.
Почему вы взялись за аудиокнигу? Для вас эта история продолжается?
– Вернее сказать, не заканчивается. Почему я взялся за эту книгу?
Потому что я люблю Дюма. И потому, что у меня растут внуки. Потому, что
все мы романтики, верим в отвагу, доблесть и честь. И в то, что
священнее дружбы ничего нет. Здесь, в России, мы все до одного –
дружбоцентристы. И что любопытно, случись все это со мной на самом
деле, не раздумывая, пустился бы за океан вызволять королевские
сокровища. А вы?
|