Четверг, 09.05.2024, 13:00
Меню сайта
Вход
Коронное видео
Наш опрос
Какой из фильмов о мушкетерах вы считаете самым лучшим?
Всего ответов: 754
Поиск
...
The time
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Вениамин Смехов, или благородный Атос

Мне посчастливилось дружить с интересными людьми
Нечасто город N посещают известные и популярные личности сферы культуры. И вот в ноябре прошлого года состоялось знаменательное событие в жизни местных поклонников кино и театра - этот населенный пункт с двухдневной программой посетил народный артист России, режиссёр и писатель Вениамин Смехов. Однако приезд столичного гостя совпал с печальным событием: стало известно, что ушел из жизни известный актер, друг и коллега Вениамина Борисовича по съемочной площадке фильма "Три мушкетера" - Игорь Старыгин. Конечно, эта новость внесла свой отпечаток на характер встречи.

День первый. Театр моей памяти.

«Теперь нас трое - Михаил Боярский, Валентин Смирнитский и я…»

Был воскресный выходной день, но в Центральной городской библиотеке города N было особенно многолюдно. Атмосфера зала была пронизана волнением и трепетом присутствующих. Ведь именно в тот момент каждый из них осознавал, что с минуты на минуты исполнится их детская и юношеская мечта – пред ними предстанет столь любимый и знакомый миллионами россиян герой знаменитого фильма «Три мушкетера» по имени Атос. И вот из-за кулис появился он, а точнее, актер Вениамин Смехов, удачно воплотивший экранный образ персонажа произведения Александра Дюма, и зал взорвался бурными аплодисментами. На что Вениамин Борисович скромно заметил: «Спасибо, но я еще не заслужил».
Поприветствовав публику, актер признался, что хотел выйти на сцену весело, в красной каске, но печальная весть изменила планы. В тот день стало известно, что ушел из жизни близкий товарищ и коллега Вениамина Смехова Игорь Старыгин. И, конечно, в тот вечер Вениамин Борисович не мог не вспомнить прославившую их обоих кинокартину, ставшую значимой частью их жизни: «Бывают фильмы удивительные, которые, может быть, сами по себе для истории кино значат не так много, сколько для истории страны и ее людей. Так фильм «Три мушкетера», который я привык называть «Три мушкетера и один Боярский», пережил очень многое… Тридцать лет… Всего четыре мушкетера… Но сегодня из жизни ушел Игорь Старыгин - Арамис. И оставил нас троих – Михаила Боярского, Валентина Смирнитского и меня. На днях по телевидению был показ фильма «Мушкетеры: 20 лет спустя», и вот вслед за ним следует прощание…».

«За «Мушкетеров» я получил больше, чем заслужил»

В память о товарище Вениамин Борисович поделился со зрителями забавными воспоминаниями со съемок первой части фильма о мушкетерах, которые проходили во Львове, потому что, как заметил сам актер, «этот город был больше похож на Париж, чем тот на себя».
Сценарий кинокартины требовал от артистов определенных навыков верховой езды. Как заметил Вениамин Смехов, у Михаила Боярского в отличие от коллег с этим не было никаких проблем: «Он ел, спал, все делал верхом, а нас с Игорем роднила любовь к лошадям издалека. Приближаться к ним мы никогда особенно не любили». В связи с этим в ходе производственного процесса возникало немало курьезных, а иногда и опасных для жизни, случаев. Во время съемок финальных кадров картины, где все четыре мушкетера должны продемонстрировать навык езды верхом на лошадях галопом, Вениамину Борисовичу досталась лошадь, которая, как он утверждает, «из-за старости забыла, что такое галоп».
Из воспоминаний актера после нескольких неудавшихся дублей финальной сцены: «Выстрел - и пошло «Пора-пора-порадуемся»… Мы с Мишей здесь, Валя с Игорем сзади. Миша довольный – галоп удается, и тут мой конь вырывается вперед, он мне в спину кричит: «Атосик, это уже не галоп, это уже аллюр»! Что такое аллюр, я не знаю, чувствую, что это что-то крайне неподходящее. Все равно лечу! Крики сзади: «Все сняли! Молодцы! Шикарно!», а я все лечу, уже Украина позади, Белоруссия, где-то перед Польшей, визы же нет, овраг, я потянул на себя - занимался атлетикой, она в свечку, а я в спячку».
Конечно, последствия этого падения были серьезнее, чем может показаться из легкого и шутливого описания ситуации – не обошлось без скорой помощи. Однако даже в такой ситуации Вениамин Смехов оправдывает свою фамилию и не теряет характерную для него самоиронию. Позже этому событию он даже посвятил юмористическое стихотворение.
Подытоживая воспоминания о съемках в фильме «Три мушкетера», Вениамин Борисович заметил: «За «Мушкетеров» я получил больше, чем заслужил». И позже отмечает, что считает своей наиболее удавшейся работой в качестве киноактера роль в фильме «Ловушка для одинокого мужчины». Вообще, о себе Вениамин Смехов говорит следующее: «Я - прежде всего артист театра, во-вторых и в-третьих, я режиссер и писатель-литератор, и только в-четвертых, я киноартист. Я очень поздно начал сниматься. И то, что называется успехом в кино, голову мне не вскружило». Ставя точку в теме «Кино», Вениамин Смехов посетовал, что часто не заслужено актерам приписывают главные роли в производстве фильма, забывая о таких значимых профессиях как режиссер, оператор, монтажер и другие.

«Мне лучше быть подальше от театра, чтобы сохранить любовь к нему».

«Театр моей памяти прежде всего связан с Театром на Таганке», - так начал разговор Вениамин Смехов на тему, которая до сих пор его волнует, хотя он уже и не является актером большой театральной сцены. Ушел он оттуда по собственному желанию, так как однажды понял, что ему лучше быть подальше от театра, чтобы сохранить любовь к нему. Возможно, причиной тому стали время, распад актерской команды, смена власти, и, как следствие, утеря былой индивидуальности театра. Как известно, Вениамин Борисович стоял у истоков становления Театра на Таганке, и он с радостью поделился с публикой воспоминаниями того времени: «Остров свободы в несвободной стране – так назвал театр один гениальный человек. Театр называли футуристическим, потому что он боролся за свое место в неспокойное время. В то время главным героем нашей театральной жизни была поэзия. Там было все - и дружба, и соавторство. Все творили вместе: и стихи, и песни, и пантомимы. Юрий Медведев, Леонид Филатов, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Иван Дыховичный, Виталий Шаповалов, Алла Демидова, Семен Фарада – вот какая большая компания». А во главе всей этой дружной команды стоял руководитель театра Юрий Любимов. Немалую роль в развитии театра Вениамин Борисович отводит Николаю Эрдману: «Не было бы Эрдмана, у Любимова не было бы такого театра».
Сегодня Театр на Таганке по-прежнему популярен, но на смену театральному деятелю Смехову пришел театральный любитель Смехов.

«Фильм «Адмиралъ» мне нравится, но я его не видел».

И вот настало время поэзии. И полились в зал из уст Вениамина Смехова рифмы Маяковского, Северянина, Эрдмана, Визбора и проза Кочергина. А после настало время общения со зрителями и все желающие смогли задать свои вопросы кумиру.
На вопрос о последнем театральном впечатлении Вениамин Смехов, не задумываясь, ответил: «Это когда я читал Эдуарда Кочергина, а вы реагировали. Для меня театр везде, даже на борту самолета».
Также зрители узнали, что любимая роль Вениамина Борисовича в театре - это Воланд и Маяковский в спектаклях «Мастер и Маргарите» и «Послушайте!», соответственно. При этом актер с грустью отметил, что осталось очень много ролей, которые так и не были сыграны.
Вениамин Смехов удовлетворил и интерес поклонников к секрету успеха советского кино и причинам отсутствия подобных картин в современном кинематографе: «В тех фильмах было сочувствие и сострадание к человеку, но нельзя сказать, что современные фильмы плохи, ведь мы не знаем, что скажут наши внуки и мы об этих фильмах по прошествии лет. Все мы сетуем на свое время».
Одна из поклонниц поинтересовалась мнением Вениамина Смехова относительно телевизионной версии проекта «Адмиралъ». Ответ последовал молниеносно: «Он мне нравится, но я его не видел». Актер признался, что ему очень нравится как актриса Елизавета Боярская, которая выросла на его глазах. Также Вениамин Борисович поведал, что вместе с супругой был в кинотеатре на показе продолжения фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!». Оба остались в восторге и от фильма, и от игры актеров, и были крайне удивлены, увидев в прессе критические отзывы о картине.
Не обошлось и без колкого вопроса со стороны присутствующих относительно отношения Вениамина Смехова к последнему фильму с его участием - «Мушкетеры: 20 лет спустя». Прокомментировал его актер следующим образом: «Это коммерческий проект. Вряд ли, фильм останется надолго, но сниматься мне в нем было приятно. К тому же, в нем задействованы замечательные молодые актеры».
Юная девушка из зала поинтересовалась, волнуется ли Вениамин Борисович при выходе на сцену, и получила следующий ответ: «Сцена – это святое место. Волнение дает хороший результат только при хорошей подготовке. В годы учебы я был застенчивый, но профессия меня «обнаглила». Вениамин Смехов также обратил внимание на то, насколько сейчас возрос конкурс при поступлении в театральные вузы: если раньше на одно место претендовали 20-30 человек, то сейчас эта цифра составляет 150-200 человек, причиной тому стала смена приоритетов молодых людей. Сейчас начинающие актеры руководствуются желанием сниматься в кино, а не стремлением выйти на сцену. Сам артист отмечает, что в театр его привела любовь к литературе: «Я очень плотно занимался театром. Мне больше ничего не нужно было».
В ходе беседы Вениамин Смехов поведал поклонникам секрет своего успеха: «У меня такой характер, что я просто не умею завидовать. Я счастлив от того, что у кого-то что-то получается».
Вениамин Смехов подарил поклонникам незабываемый вечер поэзии и воспоминаний и вдохновил их на собственное творчество, которое нашло отражение в шутливом четверостишье, посвященным отчасти Вениамину Борисовичу и отчасти воплощенному им образу Атоса.

День второй. Смена декораций.

Как отметил сам Вениамин Борисович: «Повторяться я не люблю», поэтому характер и настрой двух встреч был различен: первая имела в большей степени задушевный характер, была посвящена воспоминаниям, вторая же стала театром одного актера в хорошем значении этого слова.

"Театр одного актера".

С первых минут выхода Вениамина Борисовича на сцену не было сомнения, что он попал в свою стихию – в стены театра. Харизма, уверенность в себе, немножко пафоса – на сцене настоящий Актер.
Темой вечера было объявлено объяснение в любви к русскому слову посредством поэзии. «Поскольку я в театре, мне приятно фантазировать о том, как бы эти стихи читали сами авторы. Анна Ахматова, как и все поэты, очень не любила, когда ее стихотворения декламировали актеры. Артисты всегда читают стихи по системе Станиславского, а поэты считают, что их надо читать как музыку, монотонно. И вот я и занимаюсь тем, что с наслаждением доказываю разнообразие монотонности», - пояснил предстоящее действо Вениамин Смехов.
И вот со сцены зазвучали знакомые строки Александра Пушкина. Через мгновение раздался настойчивый и страстный призыв Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Следом отчетливо был слышен знакомый тембр Владимира Высоцкого. Далее друг за другом сменялись голоса Вертинского, Северянина, Черного. Менялись тембры, интонации, манеры, но все это время на сцене был всего один человек – Вениамин Смехов. Воистину, по-станиславски!
В этот вечер Вениамин Борисович не мог не почтить память ушедших товарищей Владимира Высоцкого и Игоря Старыгина. На сцене актер Театра на Таганке вспоминал день, проведенный с Владимиром Семеновичем. Именно события того времени вдохновили писателя Смехова запечатлеть литературный портрет своего товарища, человека стихий, в статье «Мои товарищи - артисты» в журнале «Аврора». Эта зарисовка является одной из немногих публикаций о Владимире Высоцком при его жизни. Незадолго до смерти он прочитал эту статью и отметил: "Приятно о себе читать не на латинском шрифте". Далее Вениамин Смехов, мастерски копируя голоса Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, зачитал адресованное ему письмо от «таганских» коллег, задействованных на тот момент в съемках фильма «Хозяин тайги». Смехов отозвался о рукописи следущим образом: «Письмо потешливое, настроение мальчишеское, дурашливое».
Вениамин Борисович закончил свое выступление стихами Булата Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину».

Творческие вечера окончены. Артист возвращается домой. И только в душах услышавших чтеца окрепнет вера в силу рифмы и поэзии, а сердце вдохновенно будет пылать, храня воспоминания тех дней.

Категория: Вениамин Смехов, или благородный Атос | Добавил: Мика (10.09.2010)
Просмотров: 612 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]