ЛЮДОВИК XIII
Итак, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывает о том, что было.
Я влюбился в мушкетеров окончательно и бесповоротно в детстве, когда прочел роман, лежа в гипсе.
Сейчас невозможно вспомнить все количество литературы,
прочитанной мной при подготовке к съемкам. Весь объём проделанной
иконографической работы. Это был колоссальный труд. Мною был поднят
целый банк информации. Я влез в эпоху—в традиции, обычаи, манеры.
Находил литературу, в которой описывалось, как и что ели, как
разговаривали, вплоть до того — сколько раз мыли руки. Во что играли на
улицах дети, как выглядели парижские улицы, что носили. Я узнал все о
разных сословиях. Второй план фильма был сделан точно по описаниям
путешественников и современников. Ведь все эти люди существовали на
самом деле. Картина должна была быть очень достоверна.
Когда я начал снимать, то был уверен только в двух вещах: что
Людовика XIII будет играть Табаков, а Анну Австрийскую — Алиса Фрейндлих.
ЛЮДОВИК
Олег
Павлович — гигантский актёр. Я никого не могу с ним сравнить в его
точном ощущении стиля и жанра. Он у нас такой — единственный. У него —
отдельное, ни на кого не похожее дарование. Табаков приехал на пробы с
готовым решением роли. Он хотел сыграть Людовика — бюрократа, чинушу,
туповатого и самонадеянного человека. В то время это прозвучало бы
очень злободневно.
Каждый из актёров, приходя на площадку, волновался. Ведь
каждый из них ехал к тогда еще неизвестному режиссёру и не знал, что
его ждёт.
Я хорошо это понимал, но сказал Табакову:
— Олег Павлович, я вас обожаю, я перед вами преклоняюсь, но у меня совсем другой замысел.
Табаков насторожился.
— Для меня Людовик XIII — экспонат энтомологической коллекции,
такая пришпиленная бабочка. Его судьба прилепила к царскому креслу, как
насекомое. Он должен быть королем, а по сути он — не король.
Известно, что Людовик прекрасно делал мебель и любил это занятие.
— Это всё слова, — ответил Олег Павлович. — Ты лучше скажи, как это играть?
— Надо играть человека очень маленького роста, который хочет
быть выше. Он все время лезет из кожи вон, чтобы произвести солидное
впечатление. Это карлик, который хочет казаться гигантом.
Георгий и Наталия Юнгвальд-Хилькевич.
Главы из книги "За кадром". Изд-во "Центрополиграф". 2000г.