История д'Артаньяна продолжается в двух других романах трилогии: «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».
Читать книгу полностью>>
Сюжет
История, рассказанная Дюма, посвящена приключениям д’Артаньяна и его друзей в период между 1625 и 1628.
Молодой, небогатый гасконский дворянин д’Артаньян покинул дом и отправился в Париж, надеясь на место в полку мушкетеров. По дороге, в Менге, он ввязался в драку с графом Рошфором, приближенным кардинала Ришельё, и тот похитил его рекомендательное письмо. Из-за этого капитан королевских мушкетеров де Тревиль не дал д’Артаньяну места в своем полку, а отправил его в гвардейский полк Дезессара.
По нелепой случайности, в тот же день д’Артаньян обидел сразу троих опытных мушкетеров — Атоса, Портоса и Арамиса — и получил от всех троих вызовы на дуэль. Но дуэль была прервана появлением гвардейцев кардинала, которые хотели арестовать четверку за нарушение указа о запрете на дуэли. Д’Артаньян и три мушкетера победили превосходящего противника и стали друзьями. Кардинал Ришельё пожаловался на выходки мушкетеров королю, тот пожурил де Тревиля, но втайне гордился тем, что ему служат такие люди.
Д’Артаньян нанял слугу по имени Планше и остановился у бакалейщика Бонасье и его жены Констанции, в которую вскоре влюбился. Констанция служила во дворце фрейлиной королевы Анны Австрийской. У королевы — тайный роман с английским министром лордом Бэкингемом, которому она подарила свои алмазные подвески. Кардинал решил скомпрометировать королеву: он уговорил короля устроить бал, на который Анне пришлось бы надеть алмазные подвески и выдать их недостачу. Чтобы спасти честь королевы, д’Артаньян и три мушкетёра отправились в Лондон. По дороге троих мушкетеров вывели из строя ловушки, подстроенные кардиналом, но д’Артаньян добрался до Бэкингема и получил от него подвески. Королева появилась на балу в подвесках, кардинал посрамлен.
Тем временем король начал осаду мятежной крепости Ла Рошель, оплота еретиков-гугенотов. Три мушкетера и д’Артаньян, который теперь тоже стал мушкетёром, проявляют на войне чудеса удали и героизма. Кардинал же задумал убийство Бэкингема, и с этой целью послал в Лондон своего агента — Миледи. В этой роковой женщине Атос узнал свою бывшую жену, графиню де ля Фер, известную соблазнительницу и отравительницу. Мушкетёры предупредили Бэкингема об опасности, так что Миледи была арестована, едва ступила на землю Англии. Но затем Миледи удалось соблазнить Фельтона, одного из приближенных Бэкингема, и тот ради нее убил своего лорда.
Вернувшись во Францию, Миледи начала мстить д’Артаньяну и его друзьям. Она проникла в монастырь, где скрывается возлюбленная д’Артаньяна, Констанция, и отравила ее. Девушка умерла на руках у д’Артаньяна. Мушкетеры решили покончить со злодейкой. Они выследили ее, схватили и приговорили «судом Линча» к казни. Лилльский палач, жизнь которого тоже погубила Миледи, привёл приговор в исполнение.
Мушкетеры ожидали сурового наказания за свои поступки. Но Ришельё оказался великодушен, и в знак примирения даже подарил д’Артаньяну патент на звание лейтенанта мушкетёров. Трое других мушкетёров вышли в отставку: Портос женился, Арамис стал аббатом, а Атос поселился в уединении.
Персонажи
Главные герои
● Д’Артаньян
● Атос
● Портос
● Арамис
Реальные исторические личности
● кардинал Ришельё
● Людовик XIII, король Франции
● Анна Австрийская, королева Франции
● герцог Бэкингем
● капитан де Тревиль
● месье де Ля Порт
● герцогиня де Шеврёз
● Джон Фельтон, убийца Бэкингема
Вымышленные персонажи
● графиня Винтер
● граф Рошфор
● Констанция Бонасьё
● Планше
● Гримо
● Базен
● Мушкетон
● Кэтти
Источники
● В предисловии к книге Дюма писал, что основой романа послужили некие мемуары, найденные во Французской национальной библиотеке. Позднее выяснилось, что этим источником вдохновения были «Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетёров» (Mémoires de Monsieur d’Artagnan, capitaine lieutenant de la première compagnie des Mousquetaires du Roi). Правда, написана книга была совсем не Д’Артаньяном, а сочинена писателем по имени Гасьен де Куртис де Сандра (Courtiz de Sandraz), опубликовавшем её в Кёльне (1700) через 27 лет после смерти мушкетёра. Эту книгу Дюма взял в Марсельской муниципальной библиотеке… и забыл ее вернуть, чему свидетельствуют многочисленные письма с рекламациями, адресованные библиотекой и оставшиеся без ответа.
● История с подвесками: В «Мемуарах» Ларошфуко (1662, полное издание 1817) упоминается о том, как графиня Люси Карлайл (дочь графа Генри Нортумберлендского) на балу срезала алмазные подвески у герцога Бекингэма.
● Также использовался Редерер «Политические и галантные интриги французского двора»
● Похищение Констанции: из «Мемуаров» господина де Ла Порта, камердинера Анны Австрийской.
Прототипы главных героев
Образ д’Артаньяна создан Дюма на основе реально существовавшего человека:
● Шарль де Батц-Кастельмор, граф д'Артаньян (фр. Charles de Batz de Castelmore, comte d'Artagnan, 1613-1673) — гасконец и мушкетёр, также погибший при осаде Маастрихта, как и книжный герой. Но он жил не в эпоху Ришельё, а при Мазарини (в 1626 ему было не 18 лет, а только 13), маршалом не был, и носил титул графа, тогда как персонаж — менее знатен, хотя и стал маршалом. Настоящий д’Артаньян стал мушкетёром в 1644, был доверенным человеком Мазарини во время Фронды, участвовал в аресте Фуке, погиб на битве при Маастрихте в 1673 году.
Прозвища-псевдонимы трех мушкетёров были образованы Дюма из имен реально существовавших личностей:
● Арман де Силлег д’Атоз д’Отвьель (фр. Armand de Sillègue d'Athos d'Autevielle, 1615-1643) — умер от раны еще до того, как граф д’Артаньян был зачислен в мушкетеры.
● Исаак де Порто (фр. Isaac de Portau, 1617-1712) — стал мушкетером в 1643 г.
● Анри д’Арамитц (фр. Henri d'Aramitz, 1615-?) — дворянин, светский аббат в сенешальстве Олорон, зачисленный в 1640 г. в мушкетёрскую роту, которой командовал его дядя. В конце жизни он удалился в свои владения вместе с женой и четырьмя детьми.
● Миледи — ее прототипом считается графиня Люси Карлайл, брошенная любовница Бекингема, из ревности ставшая агентом Ришельё.
● Рошфор — использован образ человека, фигурировавшего в «Воспоминаниях д’Артаньяна» под фамилией Роне (Rosnai), а также книга «Memoires de MLCDR» (Monsieur le comte de Rochefeort), мемуары Анри Луи де Алуаньи, маркиза де Рошфора, также вероятно поддельные, написанные тем же де Кюртисом, который специализировался на подобной литературе в конце XVII в.
История создания и публикации
«Три мушкетёра» изначально публиковались по главам в журнале Le Siècle с марта по июль 1844. Это традиционный роман с продолжением, роман-фельетон: глава обрывалась на самом интересном месте, чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения.
Дюма, постоянно использовавший труд литературных негров, работал над «Тремя мушкетерами» вместе с Огюстом Маке (1813—1886). Этот же автор помогал ему при создании «Графа Монте-Кристо», «Черного тюльпана», «Ожерелья королевы». Позже Маке подал в суд и потребовал признания 18 романов, написанных им в соавторстве с Дюма, как его собственных произведений. Но суд признал, что его работа была не более, чем подготовительной.
Экранизации
По мотивам книги было снято множество фильмов. Знатоки кино выделяют несколько экранизации «Трех мушкетеров»: два американских фильма, два французских, один франко — итальянский (1961г) и несколько английских фильмов Ричарда Лестера с участием французских и американских актеров. Наиболее популярна (и вполне заслуженно популярна) в России[источник не указан 94 дня] франко -итальянская картина режиссера Бернара Бордери. Впрочем, найдутся поклонники и голливудской версии Стивена Херека, и отечественного музыкального телесериала «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Интересные факты
Герцог Ришелье на осаде Ла-Рошели
● Повествование романа начинается с апреля 1625 года, осада Ла-Рошели происходила в 1627 году. В этот период настоящему Д’Артаньяну было неполных 12 лет, а Портосу — 10[1]. Чтобы ввести эти события в повествование, Дюма «состарил» своих персонажей.
● Поскольку Дюма платили в газете построчно, он изобрел Гримо — слугу Атоса, который изъяснялся исключительно односложно. Таким образом, строчка, на которой стояло одно слово «да» или «нет», оплачивалась точно также, как и полная мыслей. К моменту написания «Двадцать лет спустя» издатели решили все же платить Дюма пословно, и Гримо сразу стал чуть более разговорчивым.
● Первоначально в рукописи стояло имя д’Артаньяна — Натаниэль. Оно не вызвало симпатии у издателей и было вычеркнуто.
● «Воспоминания», о которых Дюма говорит в предисловии, будто он просто опубликовал их в виде книги, по его словам, написаны графом де ла Фер. То есть, если говорить языком литературоведов, именно Атос является рассказчиком в «Трех мушкетерах».
● В противоречие своему имени, Анна Австрийская (1601—1666) была испанкой, хотя и потомком австрийской династии Габсбургов. Дочь короля Испании Филиппа Третьего, она была выдана замуж в 14 лет за такого же юного Людовика XIII-го (1601—1643) для скрепления политического союза между двумя католическими государствами.
● Когда Бэкингем был убит Джоном Фелтоном (здесь Дюма не отклоняется от правды), говорят, что на теле мертвого, под камзолом, близко к сердцу, нашли миниатюрный портрет Анны Австрийской.
● Повествование начинается «в первый понедельник апреля 1625 года». Однако, приехав в Париж, д’Артаньян в приемной г-на де Тревиля слышит как Портос возмущается казнью графа де Шале. На самом деле, Шале был казнен за заговор против кардинала в 1626 году. Одна из многочисленных мелких хронологических ошибок Дюма.