ОДЕССА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ
Был такой хороший фильм — «Весна на Заречной улице». Помните песню: «...но ты мне, улица родная, и в непогоду дорога»? Фильм снимал в Одессе кумир нашей молодости Марлен Хуциев. Через двадцать, примерно, лет я стою в костюме мушкетёра на этой Заречной: такая дощечка сохранилась на территории киностудии в городе Одессе. Слева и справа тянутся съемочные павильоны. И у самой дощечки, в начале «Заречной», встречаю Марлена Хуциева. Отпускаю дозу сентиментов-комплиментов, Марлен прерывает: «Да я тебе, знаешь, как завидую! Моя мечта всю жизнь была — сыграть... Догадайся, кого? Не догадаешься, Рошфора! Я даже Хилькевичу намекал, не взял, понимаешь!»
Я уверяю Хуциева, что это, наверное, месть за меня, и напоминаю то, что случилось еще на заре «Таганки» (Любимов был с ним очень дружен, звал поставить «Героя нашего времени», но поставил сам). Первые пробы в кино у меня были в 1961 году, когда в Щукинском училище шли дипломные спектакли моего курса. На киностудии им. Горького М.М.Хуциев отбирал актёров на роли для будущей легендарной «Заставы Ильича» (или «Мне двадцать лет»). Меня загримировали для роли Фокина, показали Марлену, он велел меня перегримировать, сделав подтяжку носа. А я сказал, что не хочу подтяжки и вообще улетаю по распределению в театр Куйбышева-Самары. Но я бы и с сокращенным носом не прошел: роль в фильме замечательно сыграл молодой Коля Губенко... Вот как все переплетается на углу Заречной улицы и Мушкетерского проспекта в Одессе!
Через двенадцать лет я снова «в качестве Атоса» на пару с Арамисом пробирался из Одессы к Белгороду-Днестровскому. Дело было ближе к весне. Посёлок пустовал и выглядел жалким, бесхозным скопищем древних лачуг. Мы зашли в лавочку у моря, обнаружили кефир, водку и хлеб. По тем временам это была большая удача. Грязь и хлябь месили сперва своими башмаками, а затем — казенными сапогами «эпохи Людовика». Помню холод, ветер, мы снимаемся по пояс в воде, а на берегу — красные носы рыбаков, переодетых во что-то красное, красный закат и косо висящее, бывшее гордое, название совхоза «Красный гарпун». За «гарпун» не ручаюсь, может, это был «невод», но что «красный» — помню точно... Там же, в гостинице, вернувшись со съемок, узнаем, что у Миши Боярского украли сумку, где были и деньги, и документы. Поставлена на ноги милиция. Лень было отвечать на их вопросы, надежд никаких, и оставили потерпевший и его сосед требуемые отпечатки пальцев. Уникальные автографы Д'Артаньяна и Портоса.
Вениамин Смехов
Главы из книги " Театр моей памяти". Изд-во "Вагриус". 2002г.